Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Интернет как орудие мести

Архив rb.ru
Лилия

Лилия

Как отомстить насолившей компании через Всемирную сеть

Интернет как орудие мести

И крупные, и очень крупные, и очень мелкие компании во всем мире все чаще сталкиваются с серьезной проблемой: уволенные сотрудники, недовольные поставщики и просто конкуренты поливают их грязью в интернете.

Месть их многолика. Иногда в сети просто появляются язвительные отзывы. Очень часто покинувшие компанию сотрудники начинают рассказывать о неэтичном поведении работодателей (как в нашумевшем случае с радиостанцией "Серебряный дождь"). Создаются специальные сайты, где неугодную компанию поливают грязью. Например, в самый разгар корпоративных войн между лесопромышленной компанией "Илим Палп" и корпорацией "Базовый элемент" появился сайт со слоганом "Вся правда об "Илим Палпе". Как догадываетесь, писали там отнюдь не про благотворительные программы "Илима" и не про увеличение прибыли по итогам квартала.

Часто недоброжелатели просто регистрируют Интернет-сайт от имени компании-жертвы. Например, около года назад по блогам разошлись сообщения о якобы взломе сайта "Газпромнефти". На самом же деле был зарегистрирован домен gazpromneft.com (адрес сайта компании пишется иначе - gazprom-neft.ru), где шутники нарисовали интернет-персонажа "медведа", который приветствовал посетителей фразой: "Превед, газпромчеги!"

Владелица американского фитнесс-клуба Go Figure Кэти Ламберт однажды увидела анонимное сообщение о ее клубе на "Желтых страницах" сайта AOL. Некто написал, что в клубе завышенные цены, слишком много народу и вообще царит хаос. Когда кто-то из ее постоянных клиентов увидел это объявление, они начали спорить с ним в интернете, но автор жалобы не сдавался и продолжал отрицать их позитивные отзывы. Ламберт пыталась связаться с AOL, но не смогла дозвониться до кого-либо, кто мог бы удалить это объявление. "Любой человек может написать все что угодно, правду или ложь. Это, вероятно, уже отразилось на моем бизнесе", - вздыхает Ламберт.

По словам Кэти, она сразу же поняла, что это объявление написала бывшая клиентка, отказавшаяся заплатить $100 за отмену членства при прекращении контракта. Адвокат Ламберт написал этой женщине с требованием прекратить публиковать ложные отзывы, после чего они действительно прекратились. Так, Кэти Ламберт узнала, что компаниям стоит периодически проверять, что пишут о них в интернете.

Такие публикации приносят не только раздражение - финансовые убытки от них могут достигать миллионов долларов.

Что делать?

Противоядия могут быть разными, но в целом адвокаты, интернет-эксперты и другие специалисты говорят, что самое лучшее в этой ситуации - игнорировать поток брани в ваш адрес. Дело в том, что попытки как-то отреагировать могут привести к нежелательным последствиям.

"Человек, который выступил с критикой в интернете, часто только и ждет, чтобы компания ему ответила, - говорит Барри Вербин, адвокат по делам об интеллектуальной собственности из конторы Herrick, Feinstein in New York. - Это только подливает масла в огонь".

Учитывая, что публикация сообщений в интернете не является незаконной или клеветнической деятельностью, и при этом может действительно нанести вред бизнесу, а не только ударить по вашему эго, существуют более удачные способы борьбы с этим явлением.

Такие сайты, как Yahoo, AOL и MySpace, могут в некоторых случаях удалить порочащее вашу честь объявление, однако закон их к этому не обязывает. Но даже если они это сделают, к этому моменту необратимый ущерб может быть уже причинен. Кроме того, исполненный решимости жалобщик может найти другие места для того, чтобы излить желчь. Особенным влиянием пользуются такие сайты, как Yelp и TripAdvisor.

В технической области эксперты по оптимизации поисковых систем предлагают механизмы, благодаря которым положительные отзывы перемещаются в верхние строки при поиске в интернете, а отрицательные уходят на дно.

Создание двойников

Среди полезных шагов, которые может предпринять компания - зарегистрировать персональный электронный адрес и адреса доменов, искажающих название вашей компании, а также домены со всеми возможными расширениями - biz, org. Это нужно не для того, чтобы ими пользоваться, а чтобы этого не могли сделать другие. Расходы на содержание этих сайтов минимальны, в некоторых случаях они составляют меньше $50 в год.

Холдинг РБК давным-давно зарегистрировал наряду с rbc.ru домен rbk.ru. Журнал SmartMoney вскоре после запуска обрел двойника в интернете: появился ресурс smart-money.ru, не имеющий никакого отношения к новому проекту ИД Independent Media. А посетители этого ресурса автоматически перенаправлялись на сайт ежемесячного журнала РБК.

Владелец домена smart-money.ru известный киберсквоттер Павел Гросс не скрывал, что его действия - это месть. "У меня давний конфликт с Independent Media, касающийся домена журнала Yes!,- рассказал Гросс.- В 2003 году я заключил с ними договор на передачу домена yes.ru на 10 лет, но они перестали поддерживать сайт уже через год".

Постараться получить удовольствие?

С другой стороны, Дебра Кондрен, бизнес-психолог и консультант по вопросам карьеры, говорит, что некоторое количество негативных отзывов может быть даже полезно, увеличив доверие к компании. "Люди хотят видеть разнообразие мнений, а если они видят только положительные отзывы, например, на форуме компании, это заставляет их сомневаться, не подверглись ли отрицательные мнения цензуре".

"Некоторым людям по самым разным причинам не понравится то, что вы продаете. Воспринимайте это как нормальное явление, и вам не придется ворочаться ночью без сна, прокручивая в голове то, что все остальные спокойно воспримут как обычное брюзжание".

Энлди Хикс, основательница рейтинговой службы, где оценки различных компаний даются пользователями, говорит, что все компании время от времени сталкиваются с негативными отзывами, но то, как компания реагирует на это, говорит о ней больше, чем сама жалоба.

Примечание Office Life

Мы считаем, что из всех видов интернет-скандалов продуктивным является только один: честный рассказ сотрудников об условиях работы в компании. Любой желающий может рассказать об этом и у нас в разделе "Сливы сообщества".


При подготовке статьи использованы материалы www.nytimes.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Компании бумеры, миллениалы, зумеры — кто они и чем различаются
  2. 2 4 рабочих метода сплочения команды в онлайне
  3. 3 Гайд по запуску корпоративного обучения
  4. 4 BelkaCar и «Газпромнефть-Региональные продажи» запустили функционал заправки авто по QR-коду
  5. 5 Электроэпоха: какие перспективы на рынке электромобильности у стартапов