Инвесторы вышли на докризисный уровень сделок на потребительском рынке РФ

Расскажите друзьям

За год объявлено о сделках на $15 млрд, в том числе крупнейших в своих секторах

Кризис для инвесторов на российском потребительском рынке кончился: за 2010 год объявлено о сделках на $15 млрд - почти столько же, сколько  в 2008 году, и почти втрое больше, чем в 2009 году. Крупнейшая сделка - у PepsiCo, которая готова побить рекорд для несырьевых компаний, заплатив за 66% акций "Вимм-билль-данна" (ВБД) $3,8 млрд.

Объем сделок M&A в потребительском секторе, объявленных в этом году, составит около $15 млрд, подсчитал аналитик "Инвесткафе" Антон Сафонов. Его расчеты приводят "Ведомости". По предварительным подсчетам mergers.ru, в потребительском секторе уже закрыты сделки на $8,9 млрд (без учета сделок на фармацевтическом рынке) - или 17,7% всего рынка M&A.

Интерес инвесторов смещается в сферу услуг, отмечает "Ведомостям" управляющий партнер проекта Mergers.ru / "Слияния и поглощения в России" Юрий Игнатишин: до этого основной объем сделок приходился на ТЭК или металлургию, а в этом году на первое место вышла телекоммуникационная отрасль. Потребительский сектор с учетом сделок на фармрынке занял второе место по общей стоимости сделок.

Результат 2007 года, когда в секторе было объявлено сделок на $25 млрд, остался непревзойденным: тогда наряду с крупными сделками, когда Александр Занадворов договорился о выкупе доли в "7К инвест холдинге" за $995 млн, Enka Inssat - доли в "Рамэнке" за $543 млн, ГК "Меркурий" - в сети "Дикси" за $443 млн, основной вклад внесло огромное число небольших сделок по всей стране.

Сейчас же покупки делают в основном крупные инвесторы. Средние и мелкие сделки стоимостью от $25 млн до $200-300 млн проводились год назад во время кризисного провала, отмечает "Ведомостям" управляющий партнер юридической компании Goltsblat BLP Андрей Гольцблат. Иностранные компании поняли: у них осталась последняя возможность получить сравнительно дешевый билет на российский рынок, этим и объясняется их решение о крупных сделках, считает Сафонов. Владельцев бизнеса могло подтолкнуть к выходу из него понимание того, что динамика роста их компаний будет ниже, чем до кризиса, приводят "Ведомости" мнение  аналитика "Тройки диалог" Михаила Красноперова. Благоприятную среду для сделок создало и снижение ставок по кредитам -  для крупнейших заемщиков вернулись на докризисный уровень, отмечает он.

Крупнейшие сделки

Весной Coca-Cola подала ходатайство о приобретении последнего крупного независимого производителя соков в России - "Нидан соки" (он, по данным Coca-Cola, занимал в этом году 13% рынка в денежном выражении). Сделку стоимостью $276 млн Coca-Cola закрыла в сентябре, доведя свою долю на соковом рынке до 32%.

В июне "Юнимилк" и Danone объявили об объединении молочных бизнесов. Они внесли в СП (мажоритарная доля будет у Danone) все свои молочные активы в СНГ. Danone заплатит 120 млн евро и получит опцион на выкуп оставшихся долей СП в 2014-2022 гг. "Юнимилк" и Danone в августе - сентябре, по данным Nielsen, занимали 16,3 и 11,7% молочного рынка в денежном выражении.

Главный сюрприз ждал всех 2 декабря, когда PepsiCo объявила о договоренности по приобретению 66% акций ВБД (примерно по 20% молочного и сокового рынков) за $3,8 млрд - с 32%-ной премией к рынку (вся ВБД оценена в $5,4 млрд). Компания начала выкуп с рынка остальных акций ВБД. Для PepsiCo сделка станет крупнейшей вне североамериканского рынка и выведет ее в лидеры российского рынка продуктов питания: с учетом ВБД ее доля на соковом рынке достигнет 50%. Комиссия по иностранным инвестициям сделку одобрила, ФАС ее "оценивает положительно".

В этом году заключены несколько сделок, переговоры о которых велись годами. Британский оператор Thomas Cook с 2005 г. вел переговоры со всеми крупными туркомпаниями в России. Договориться удалось с "Интуристом": 25 ноября объявлено о создании СП, контрольную долю в котором получила Thomas Cook. "Интурист" внесет в СП туроператорский и розничный бизнес.

На розничном рынке крупнейшую сделку совершила X5 Retail Group, купив в декабре сеть дискаунтеров "Копейка" у Николая Цветкова. Х5 обошла американскую Walmart, которая почти год вела переговоры о покупке "Копейки". Конкуренция с крупнейшим ритейлером мира повысила цену сети примерно на 10% до 51,5 млрд руб. Непубличный ритейлер с 660 магазинами (у X5 к октябрю было 1630) ушел по коэффициентам торгующихся компаний - примерно за 12 EBITDA 2010 г., что "довольно дорого", подсчитала для "Ведомостей" аналитик "ВТБ капитала" Мария Колбина.

В апреле сменил владельцев "Видео интернешнл" (ВИ). Девять человек, включая гендиректора ВИ Сергея Васильева, продали крупнейший сейлз-хаус страны структурам банка "Россия", "Сургутнефтегаза" и "Северстали", которые владеют "Национальной медиа группой", куда входят "РЕН ТВ" и "Пятый канал", компания "Национальные телекоммуникации", газета "Известия". Сумма сделки не раскрывалась.

Возобновились сделки и на рынке девелоперских проектов, причем их совершают как традиционные игроки, так и новые. Оживляет рынок и психология предпринимателей: эксперты отмечают, что "цена активов все еще выглядит привлекательной - значит, пора, иначе это сделают другие". Самые неожиданные и крупные сделки года состоялись на, казалось, уже консолидированных рынках -  соковом и молочном.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Петербургский Международный Инновационный Форум
28 ноября 2018
Ещё события
Реклама помогает Rusbase


Разместить рекламу



Telegram канал @rusbase