IPO "Евросети" может быть перенесено или пройти со значительным дисконтом. За две
недели роуд-шоу ритейлеру не удалось собрать книгу заявок. Инвесторам
не нравится бизнес-модель компании.
Книга заявок на глобальные депозитарные расписки (GDR)
«Евросети», которая начала роуд-шоу 1 апреля и собиралась провести
размещение на Лондонской фондовой бирже в эту пятницу или 18 апреля, не
заполняется, рассказал «Ведомостям» инвестбанкир, который собирался покупать
акции этой компании. По данным источников газеты, книга не заполнена и на 10%,
хотя инвесторы демонстрировали «гигантский интерес» к компании.
"Есть предположение, что это некая игра
со стороны банков, а не вопрос цены или политики компании, так как если посмотреть
на все IPO, включая мировые, то таких случаев еще не было", - говорит «Коммерсанту»
источник, близкий к сделке.
Планы
"Евросеть" планировала разместить
до 40% акций головной компании: свои акции должна была продать кипрская компания
Alpazo Ltd Александра Мамута (до 35% от уставного капитала "Евросети"),
остальное - допэмиссия обыкновенных акций в форме GDR. Организаторы
IPO установили ценовой коридор в $2,7 млрд-$3,3 млрд, объяснив это плохой конъюнктурой
рынка и большим количеством предстоящих российских IPO (агрохолдинга "Русагро",
девелопера "ЛенспецСМУ", Номос-банк и др.). Чтобы
заинтересовать инвесторов перед IPO, ритейлер обещал с 2012 году платить
дивиденды - от 45 до 75% консолидированной чистой прибыли за
предшествующий финансовый год,
следует из проспекта к IPO.
Что не нравится
инвесторам
Видимо, эти аргументы не сработали. Инвесторам не
нравится оценка, а также бизнес-модель и риски «Евросети», заявил «Ведомостям»
инвестбанкир, который собирался участвовать в IPO. Основная часть прибыли
«Евросети» формируется за счет дилерской комиссии сотовых операторов, объем которых будет постепенно уменьшаться, а желание развивать
финансовые услуги вплоть до банковских пока рассматривается инвесторами как венчур, говорит источник «Коммерсанта».
Инвесторов могло смутить то, что основной объем привлекаемых в
ходе IPO средств идет не в компанию, а основному акционеру, то есть потенциал
роста ограничен, предполагают аналитики.
В то же время финансист, близкий к организаторам IPO,
объясняет низкий спрос на бумаги компании большим количеством IPO российских
компаний. Выход на биржу такого количества компаний
как раз свидетельствует о том, что с рынком все в порядке, удивляется собеседник
"Коммерсанта" в одном из инвестбанков. По его мнению, если "Евросеть"
снизит ценовой диапазон на 10-15%, это вряд ли изменит ситуацию, для того чтобы
инвесторы взяли на себя риски, понижение должно составить не менее 30%.
Однако
источники газеты, близкие к акционерам компании, утверждают, что собственники
не хотят "дешево" выходить из актива.
На 31 декабря 2010 года "Евросеть"
управляла 4367 точками продаж, из них 4014 - в России, 275 - на Украине и 78 - в
Белоруссии. Выручка в 2010 году - 61,9 млрд рублей (плюс
12,2% к 2009 году), EBITDA - 8,37 млрд рублей. 50,1% принадлежит Александру
Мамуту, 49,9% - "Вымпелкому".