Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

IPO LinkedIn стало самым успешным в отрасли со времен Google

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Российские социальные сети идти на биржу пока не рискуют

IPO LinkedIn стало самым успешным в отрасли со времен Google
Первая из популярных социальных сетей разместила свои акции на бирже. LinkedIn привлекла $352,8 млн в ходе IPO в Нью-Йорке, разместившись по верхней границе диапазона. За первые часы торгов акции подорожали на 84% до $83 за бумагу.

Крупнейшая социальная сеть для бизнес-контактов LinkedIn продала все 7,84 млн акций по цене $45 за бумагу. В результате IPO социальная сеть была оценена в $4,25 млрд - это 17 показателей выручки 2010 года, которая составила $243 млн. Такая оценка значительно превышает средний показатель компаний, входящих в Nasdaq Composite index, - у них мультипликатор составляет в среднем 4,3 годовой выручки. Во время торгов на бирже, к 20.00 мск, акции LinkedIn выросли до $85,99 (+91%). Так, за несколько часов капитализация сети фактически удвоилась, приблизившись к $9 млрд. Со времен размещения интернет-гиганта Google в 2004 году мир еще не видел такого крупного IPO в технологическом секторе. Тогда Google продал 19,6 млн акций по цене $85 за штуку, выручив $1,67 млрд. По итогам эмиссии капитализация компании составила $23 млрд, что сразу же ввело Google в число крупнейших ИТ-компаний в мире.

Председатель совета директоров LinkedIn и один из ее основателей Рейд Хоффман получил около $5,2 млн от продажи менее чем 1% своего пакета. Теперь ему принадлежит 21,7% акций стоимостью около $853 млн. Исполнительный директор Джефф Вейнер продал около 5% от своей доли, теперь он владеет около 2,5% акций ($99 млн). Инвестбанк Goldman Sachs выручил чуть более $39 млн, венчурный инвестфонд Bain Capital - $29,4 млн, а компания McGraw Hill Companies - $19,6 млн.

Американская компания ранее в заявке регулятору указывала, что рассчитывает привлечь до $175 млн. Аналитики называли справедливую стоимость LinkedIn в пределах $2-2,2 млрд. Российской Mail.ru Group (владеет 2,38% акций Facebook, 100% «Одноклассников» и долей во «ВКонтакте») в свое время удалось провести размещение на бирже также по верхней границе диапазона - по $27,7 за акцию, капитализация компании, таким образом, составила $5,7 млрд, а в ходе IPO удалось привлечь $1 млрд. 17 января стоимость бумаг Mail.ru Group достигла максимума, но затем цена неуклонно снижалась.

LinkedIn - это сеть для деловых людей, как правило, менеджеров различного уровня, которые делятся новостями, поддерживают связи, ищут работу. Ресурс был запущен весной 2003 года, сейчас на нем зарегистрированы более 100 млн человек. Прибыль социальной сети за 2010 год составила $15 млн, выручка - $243 млн. В первом квартале 2011 года компания заработала $2,1 млн прибыли, выручка достигла $93,9 млн. Помимо очень четкой концепции, LinkedIn создала бизнес-модель, позволяющую зарабатывать разными способами, в то время как конкуренты очень зависимы от рекламы. Заработки социальной сети складываются от размещения рекламных объявлений (32%), платных объявлений работодателей или кандидатов (41%) и регистрации платных аккаунтов (27%).

Как выросла аудитория LinkedIn за год.


Высокий интерес инвесторов к акциям LinkedIn только ускорит выход на биржу других известных интернет-компаний. В ближайшее время ожидается несколько IPO, в том числе Facebook, Groupon, Twitter и Zynga. Скоро ожидается размещение на Nasdaq одной из крупнейших российских интернет-компаний - «Яндекса».  

Бизнес LinkedIn построен на одной из базовых потребностей думающих людей - делать карьеру, объясняет успех соцсети Дмитрий Ситников, СЕО "Профессионалы.ru". Ранее он приводил оценки LinkedIn на вторичном рынке - $2,5-3 млрд. «Мы ожидали хороших результатов размещения социальной сети, но не настолько хороших», - добавляет собеседник RB.ru. По его мнению, у LinkedIn успешная бизнес-модель, поэтому не идет речи о надувании некоего «пузыря». При этом Дмитрий Ситников отмечает, что «Профессионалам.ру» пока рано выходить на IPO. «Есть большая разница между 2 млн пользователей и 100 млн пользователей. Поэтому мы пока сосредоточимся на росте», - поясняет собеседник RB.ru. Говоря о перспективах выхода на биржу «ВКонтакте», Ситников предполагает, что российская соцсеть дождется выхода на биржу Facebook.

Планируемые и состоявшиеся IPO
КомпанияДата IPO
Оценка
Mail.ru Group
ноябрь 2010 г.
По $27,7 за акцию, капитализация составила $5,7 млрд, смогла привлечь $1 млрд.
FacebookОжидается в 2012 г.
По некоторым оценкам, капитализация компании достигает $100 млрд
LinkedIn май 2011 г.
Проданы 7,84 млн акций по цене $45 за штуку. Таким образом, компания оценена в $4,25 млрд. 
Groupon Вероятно, в 2011 г.
По разным оценкам, от $15 до $25 млрд.
ОК "Русал"
январь 2010 г.
Капитализация по итогам размещения составила $21 млрд, в ходе IPO компания привлекла $2,24 млрд.
Номос-банкапрель 2011 г.
Компания сумела привлечь $718 млн, а ее капитализация достигла $3,2 млрд, что делает "Номос" крупнейшим российским частным банком по капитализации.
"Яндекс"
май 2011 г.
Компания установила диапазон размещения акций на бирже NASDAQ (США) на уровне $20-22 за бумагу, что предполагает оценку всей компании в $6,42-7,07 млрд. Это примерно на $1 млрд дороже, чем Mail.ru Group.

Андрей Артищев, аналитик "Инвесткафе", в свою очередь заявил, что все социальные сети с раздутой капитализацией - "это мыльные пузыри и лохотроны для инвесторов". По его мнению, оценка капитализации социальных сетей завышена в 10 раз. "Рано или поздно они все схлопнутся так же, как и Myspace. Инвесторам, которые думают купить соцсети, я рекомендую ознакомиться с историей этой соцсети, ибо кто не знает прошлого, не имеет и будущего", - заметил RB.ru аналитик.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Эволюционируй, если сможешь»: как Pre-IPO спасает технологический бизнес в России
  2. 2 Что такое IPO и как заработать на компаниях, выходящих на биржу: гид для новичков на фондовом рынке
  3. 3 Самые ожидаемые IPO 2022 года
  4. 4 Самые ожидаемые IPO второй половины 2021 года
  5. 5 Самые ожидаемые IPO в 2020 году: за кем следить и чего от них ждать?