Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Иск покупателя Audi может изменить практику импорта автомобилей в Россию

Архив rb.ru
Илья

Илья

Импортеры отгружают дилерам неоплаченные машины, в итоге покупатели остаются без денег и авто

Иск покупателя Audi может изменить практику импорта автомобилей в Россию

  Покупатели иномарок, пострадавшие от массовых задержек уже оплаченных машин, берут инициативу на себя и требуют изменить систему правоотношений дилеров и импортеров. Покупатель Audi из Новосибирска, который почти год не может получить оплаченный автомобиль, подал жалобу в ФАС на импортеров Volkswagen, Hyundai и Ford. Эксперты говорят, что разбирательство по этому делу может изменить практику продажи автомобилей в России.

В сентябре 2008 г. житель Новосибирска Евгений Кирик (работает директором по логистике в "Инмарко", крупнейшем в России производителе мороженого) заплатил новосибирскому дилеру Audi "Престиж-авто" 2,168 млн руб. за Audi A6 Allroad Quattro. Машину он получил лишь в конце января 2009 г., но ПТС ему не выдан до сих пор, рассказывает газета "Ведомости". Причина в том, что за этот автомобиль дилер так и не рассчитался с ООО "Фольксваген груп рус" (ФГР), импортером автомобилей Volkswagen, Audi и Skoda.

Из-за проблем с обслуживанием долга перед импортерами "Престиж-авто" лишилась права называться дилером Audi 11 января 2009 г. В начале года у дилера значились не оплаченными 49 машин общей стоимостью 85,08 млн руб. и 479 273 евро. В апреле ФГР подал иск о взыскании 123,93 млн руб. долга.

Почти безнадежное дело

В марте Кирик подал иск в Октябрьский районный суд Новосибирска к "Престиж-авто" и ФГР с требованием признать его право собственности на автомобиль, выдать ПТС и взыскать 1 млн руб. неустойки. Однако в июне ФГР предъявила к Кирику встречный иск, в котором утверждает, что автомобиль принадлежит ей, а "Престиж-авто" не имел права передавать не оплаченный импортеру автомобиль клиенту. Кирика же, по мнению ФГР, нельзя считать добросовестным приобретателем, поскольку он "должен был проявить должную степень осмотрительности и запросить у дилера документы, подтверждающие его право собственности на автомобиль". Очередное рассмотрение дела назначено на 5 октября.

Победа в суде Евгению Кирику не гарантирована: тот же Октябрьский суд Новосибирска по аналогичным искам от клиентов 16 июня и 5 августа уже вынес два решения в пользу ФГР, признав ее собственником автомобилей.

Против системы

Видимо оттого, что надеяться на положительный для себя исход дела почти не приходится, Евгений Кирик направил в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) заявление с просьбой проверить деятельность трех российских импортеров новых иномарок - "Фольксваген груп рус" (ФГР, импортер Volkswagen, Audi, Skoda), "Хендэ мотор СНГ" и "Форд мотор компании" (ФМК). В заявлении Кирик утверждает, что причина массовых проблем клиентов, которые не могут забрать у дилеров оплаченные авто, кроется в нелегитимных правоотношениях импортеров и их дилеров.

Изучив решения судов разных городов, в которых слушаются иски тоже оставшихся без машин клиентов других дилеров, Кирик сделал вывод, что соглашения между крупными поставщиками и дилерами устроены схожим образом. Импортеры отгружают дилерам неоплаченные машины, оставаясь собственником автомобилей до момента их оплаты дилером. Именно в этом Кирик видит главную причину появления машин со спорным правом собственности. А поскольку у клиентов нет доступа к дилерским соглашениям, покупатели не знают, что приобретают автомобили с обременением.

Может стать прецедентом

Адвокаты ФГР называют надуманными заявления о сокрытии сведений о сохранении права собственности за импортером до оплаты дилером. При этом они признают, что в дилерском договоре ФГР есть пункт о конфиденциальности и штрафе в размере 5000 евро за раскрытие текста договора. Юристы утверждают, что ФГР практикует 180-дневную отсрочку платежей для дилеров, т.к. это позволяет дилеру иметь машины на складе, а не ждать, пока они придут из Германии или Москвы.

В ФАС "Ведомостям" заявили, что данная ситуация находится вне компетенции ведомства, поэтому материалы переданы в Роспотребнадзор, но эта организация пока не комментирует дело.

По оценке экспертов, опрошенных "Ведомостями", в России несколько сотен людей, оплативших автомобили, но не могущих получить машину или ПТС. Разбирательство по этому делу может изменить практику продажи автомобилей в России, считают наблюдатели.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Российские автомобили в 2024 году: обзор RB.RU
  2. 2 В России появился сервис для создания «социального рейтинга» водителей автомобилей
  3. 3 BelkaCar и «Газпромнефть-Региональные продажи» запустили функционал заправки авто по QR-коду
  4. 4 Китайские автомобили. Как будет работать параллельный импорт после 1 апреля 2024 года?
  5. 5 Транспорт будущего. Куда движутся водоробусы, аэротакси и летающие поезда