Архив rb.ru

Искать бабочек и жуков в импортных машинах больше не будут

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Антимонопольное ведомство признало незаконным фитосанитарные проверки автомобилей на границе

Искать бабочек и жуков в импортных машинах больше не будут
Федеральная антимонопольная служба признала незаконными новые правила проверки ввозимых в Россию подержанных автомобилей на наличие опасных насекомых-вредителей, принятых с 15 июля этого года Россельхознадзором и ФТС. С 22 сентября такие фитосанитарные проверки машин на границе отменены.

Россельхознадзор и ФТС согласились с предложением ФАС отменить обязательное прохождение фитосанитарной проверки ввозимых в Россию машин. "Соответствующий приказ - об отмене пограничного контроля за подержанными иномарками - был подписан ведомством 22 августа", - заявил сегодня "РИА Новости" пресс-секретарь Россельхознадзора Алексей Алексеенко. Действовать приказ начал с 22 сентября. Теперь никто не может требовать у предпринимателей, импортирующих автомобили в Россию, документы о прохождении фитосанитарной проверки.

Атака вредителей

Напомним, что с 15 июля эта проверка по указу ведомств стала обязательной, согласно новой редакции "Перечня подкарантинной продукции, подлежащей государственному карантинному фитосанитарному контролю". Фитосанитарный контроль надо было проходить при пересечении границы и в конечном пункте следования. Причем по закону "О карантине растений" инспекторам, проводившим визуальный осмотр машины, разрешалось задержать автомобиль на 20 суток для проведения лабораторных анализов и экспертизы.

Россельхознадзор и ФТС обосновали введение новых правил случаями обнаружения в шинах и в щелях старых автомобилей наиболее опасных насекомых-вредителей. Исследование Россельхознадзора показало, что за два прошедших года в Россию было ввезено 4 290 автомашин, в которых были найдены биологические материалы и почва, а также насекомые в живом и мертвом виде. В 14 случаях эти находки оказались опасной азиатской хлопковой совкой, американской белой бабочкой, непарным шелкопрядом и японским жуком, опасные для сельхозкультуры страны.

Новый барьер

Автовладельцы восприняли фитосанитарную проверку как новый барьер для импорта автомобилей, объемы которого и так с введением в начале года высоких пошлин,  катастрофически упали. Автомобилисты пожаловались ФАС на такое положение дел, и антимонопольное ведомство встало на их защиту, признав перечень Россельхознадзора и ФТС незаконным. В ФАС подтверждают, что запрет уже начал действовать.

Главный враг - пошлины

Впрочем, отмена фитосанитарного контроля все равно не меняет общей ситуации с импортом машин в Россию. Главной причиной резкого снижения импорта автомобильного секонд-хенда в Россию стало повышение с января 2009 года пошлин. Ставки выросли с 25% до 30% от таможенной стоимости с пропорциональным повышением специфической ставки, исчисляемой в евро за 1 куб см объема двигателя.

Повышенные пошлины должны были действовать до 1 сентября этого года, но правительство намерено продлить сроки до июня 2010 года. Эта мера была принята как протекционистская мера для поддержки российских автопроизводителей, а заодно для увеличения объемов сборки иномарок в России. И Минпромторг констатировал положительный эффект: доля автомобилей, собранных в России, увеличилась с 24% на начало года до 61% в середине года от общего объема продаж.

За восемь месяцев года в Россию импортировано всего 374,7 тыс. легковых автомобилей против 1,106 млн штук годом ранее, то есть на 72,7% меньше, приводит "Автостат" данные, основанные на обработке информации баз таможенной статистики. Доля подержанных автомобилей в общем объеме импорта по-прежнему крайне мала - менее 1% (в августе было ввезено всего 450 машин). Годом ранее на "секонд-хенд" приходилось 16,5% от общего объема импорта юридическими лицами, констатирует "Автостат".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter