Искусственное вдохновление

Расскажите друзьям

Не нужно запихивать в людей искусство



Стены кабинета гендиректора банка UBS Securities Марлена Манасова украшают пейзажи. «Это виды русской природы», - поясняет он. Три картины Манасов купил на собственные деньги около шести лет назад, а четвертую получил в подарок. По словам Манасова, живопись помогает ему расслабиться. «Я пробегаю глазами по картине и как будто бы совершаю прогулку по лесу или лугу с цветами», - рассказывает он. Остальные менеджеры банка тоже предпочитают пустым стенам картины. Чаще всего это абстракция вроде знаменитого квадрата Малевича, которую они покупают на личные средства, отмечает Манасов. В общественных местах - конференц-залах, переговорных и проч. - висят фотографии и литографии с видами Москвы и других городов. Их коллекция собирается с 1993 г. По словам Манасова, за 13 лет банк потратил на приобретение фотографий и литографий около $50 000. Это совсем небольшие расходы, они никак не влияют на размер фонда заработной платы, добавляет он. Манасов считает, что наличие в офисе предметов, которые вроде бы не имеют никакого отношения к бизнесу - статуй, картин, архитектурных деталей, - создает у партнеров и клиентов хорошее впечатление о компании: видно, что здесь думают о душевном состоянии человека. Впрочем, Манасов тут же вспоминает, что на вкус и цвет товарищей нет.

Предметы, украшающие офис, должны соответствовать сути бизнеса, уверена Анна Бурова, заместитель гендиректора консалтинговой компании «Экопси Консалтинг». По ее словам, в банках и финансовых учреждениях, как правило, органично смотрятся классические пейзажи, говорящие о стабильности и вневременности бизнеса. В то же время умиротворяющие виды природы едва ли впишутся в интерьер офисов рекламных агентств, консалтинговых фирм, прочих сервисных компаний, добавляет она. Бурова вспоминает, как в новом офисе они долго не могли найти место для картин с изображением природы. Они были красивы, но совершенно не отражали динамики развития компании, говорит Бурова. По ее словам, в итоге пейзажи поместили в небольшую комнатку, где обычно отдыхают клиенты между тренингами. Все предметы в офисе - это некие символы, из которых складывается образ компании, утверждает Бурова. Она не советует обсуждать вопросы, касающиеся интерьера, со всем коллективом. Этот разговор никогда не будет конструктивным: всех мнений не учесть, а значит, не избежать недовольства.

Когда небольшое рекламное агентство Тодда Лейфа развилось и потребовался новый офис, компания переехала в современное здание в престижном районе американской столицы. Чтобы оживить интерьер, Лейф и его партнер решили поместить в холле какое-нибудь произведение искусства. Оно должно было выражать творческое начало бизнеса и запоминаться посетителям. Решением стала скульптура из крашеного дерева, которая по форме напоминала дерево и человеческую фигуру одновременно. «Тут и началось самое интересное», - вспоминает Лейф. Половине сотрудников скульптура понравилась. Остальные пригрозили, что уволятся, если из офиса не уберут «эту штуку»: они полагали, что компании следует больше внимания уделять не украшениям, а собственно бизнесу. Мнения клиентов тоже разделились: некоторые были очарованы, а некоторые заявили, что заберут заказы. Так что Лейфу пришлось убрать скульптуру с глаз долой и спрятать ее в собственном кабинете. А место спорного произведения искусства занял какой-то предмет, который он даже вспомнить не может. «Вероятно, он обладал ценным качеством благородной невидимости, - говорит он. - Тем качеством, что не рождает неприятных эмоций». Несколько лет спустя, после ухода из компании, Лейф выкупил скульптуру дерево-человека и поставил в гостиной в своем доме.

«Мы говорим клиентам, что, если их сотрудники начинают жаловаться на развешанные в офисе картины, это значит, по крайней мере, что им не безразлично, где они работают», - говорит Хизер Гибсон, директор консалтинговой компании по художественному оформлению art4Business. Чтобы жалоб было поменьше, консультанты разработали собственные методики.

Автор книги «Консалтинг в сфере корпоративного искусства» Сьюзен Эббот говорит, что неплохо позволить сотрудникам некоторое время поработать в помещении с голыми стенами. «После этого, как правило, люди будут рады чему угодно», - говорит она. Есть и другое решение. Согласно проведенному Эббот исследованию, люди более производительны в помещении, которое им самим довелось обустроить. Поэтому она всегда предлагает выбор. «Не нужно запихивать в людей искусство», - полагает она. (Использованы материалы WSJ.)

Анастасия Дагаева, Ирина Окунькова



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase