Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Испытание публичностью

Архив rb.ru

Как подготовиться к выступлению?

Испытание публичностью

Собрания акционеров, прессконференции, презентации это обязательная составляющая будней любого начальника. Как подготовиться к выступлению? Как преодолеть волнение? Каким образом привлечь внимание аудитории? На эти вопросы отвечают опытные ораторы - руководители различных компаний.

Дмитрий Бородин, руководитель отдела имиджевых и психологических работ PR-агентства "Михайлов и партнеры"

В нашей стране сейчас многие люди делают стремительную карьеру, но при этом не все структуры психики могут быстро перестраиваться. Одна из них - самооценка - изменяется очень медленно. Это выявляется в экстремальных ситуациях - например, во время публичных выступлений. Человек начинает себя чувствовать таким, каким он был пять лет назад, наступает очень сильное волнение. Это типичная проблема. Для того чтобы человек это преодолел, нужно проводить большую работу по корректированию самооценки.

У меня был клиент, который, когда выступал, вроде не нервничал, но у него всегда краснели уши. Довольно часто обращаются из-за тихого голоса, неправильной дикции - все это решаемые вопросы. В принципе повысить силу голоса в четыре раза можно минут за 40 до выступления. Есть специальная психотерапевтическая техника. Я бы выделил три основные ошибки, которые часто допускаются во время публичных выступлений. Во-первых, многие люди обращают очень большое внимание на содержание выступления: пишут конспект или полностью текст и т. д., хотя гораздо важнее не что, а как. Должен присутствовать определенный сценический кураж. Вторая ошибка в том, что многие считают, что публичное выступление должно выполняться более сложным языком, чем человек говорит обычно. Хотя это не так. Кроме того, человек, когда готовится к выступлению, часто интересуется тем, какая будет аудитория. На самом деле не имеет значения, какая аудитория, имеет значение то, что у тебя внутри, что ты хочешь сказать.

Владимир Аксенов, директор по корпоративным отношениям, член совета директоров ОАО "БАТ-ЯВА" и ОАО "БАТ-СТФ"

Для меня основные правила - это, во-первых, говорить громко и четко, а во-вторых - нетрадиционно. Если не вставить в свою речь что-то необычное, то народ уснет. В любом случае к выступлению всегда следует готовиться - написать основные тезисы. Конечно, перед зеркалом я выступление не репетирую, но обычно сажусь в тишине и прокручиваю его в голове.

Выступление на пресс-конференции и на совете директоров совершенно разные вещи. Что касается последнего, то его стиль должен быть более деловым, конкретным, а речь покороче. К таким выступлениям мне готовиться практически не приходится - вопервых, проблематика всегда знакома, а во-вторых - позиции мои всем уже известны. Главное в данном случае - суметь их защитить. Тем не менее юмор помогает и на таких заседаниях. Перед выступлением я всегда выпиваю стакан чая, чтобы взбодриться. Сейчас я уже, наверное, ни до, ни во время выступлений не нервничаю. Но если вспомнить свои первые публичные выступления, то волнение, конечно, было.

Александр Карпачев, президент корпорации "Парус"

Есть принципиальная разница - выступаешь внутри компании или вне. Разговаривать со своими всегда легче - ты знаешь этих людей, они знают тебя и уже привыкли к твоей манере вести разговор. Здесь не так важно увлечь их - ты начальник, поэтому они и так тебя внимательно слушают. Главное, чтобы была логично выстроена концепция выступления. Гораздо важнее научиться говорить перед чужой аудиторией. Первое, что я всегда стараюсь делать в начале выступлений, - это понять, какая аудитория передо мной сидит. Это не так сложно сделать - можно попросить поднять руки людей, которые относят себя к топ-менеджерам, затем попросить поднять руки людей, которые относят себя к менеджерам второго звена, и т. д. Это еще и позволит немножечко раскрепостить аудиторию.

Лично для меня очень важно в начале выступления выбрать несколько пар глаз, которые внимательно и достаточно тепло смотрят на тебя. Потом по ним очень легко ориентироваться, насколько правильно тебя понимают. Это также дает энергетическую подпитку. Я всегда обращаюсь к залу с какими-то вопросами. Это помогает создать контакт с аудиторией, превратить монолог в диалог с залом. Как правило, спрашиваю, многие ли из них слышали о "Парусе". Исходя из этого говорю о компании много или буквально несколько фраз, потому что презентовать компанию в любом случае нужно.

Чтобы привлечь аудиторию, важно начать выступление с чего-то доброго. Например, сказать: "Как приятно, что так много внимательных глаз в зале, хотя идет уже пятый час конференции". Выступление должно быть максимально эмоциональным: ни в коем случае голос не может быть монотонным, желательно максимально использовать мимику, жестикуляцию. Вполне допустимо выйти из-за трибуны, подойти поближе к аудитории. Даже если тематика не очень им понятна или интересна, люди начинают реагировать на тебя как на человека. Поэтому элемент шоу должен обязательно присутствовать. Должна быть также и логическая стройность выступления с выделением акцентов. Очень важно говорить на понятном аудитории языке. Я всегда стараюсь поставить себя на ее уровень, хотя бывает возможность показать свое превосходство. Это допустимо, только если цель - показать свою фирму, но ни в коем случае не тогда, когда говоришь о проблемах слушателей. Также не стоит критиковать и обвинять людей. Я стараюсь, чтобы в моем выступлении было что-то перспективное и предлагаю пути, как этого добиться.

Людей можно "зажечь", но они очень быстро "потухнут", если им не сказать, как достичь того, что ты предлагаешь. Кроме того, желательно использовать присущую аудитории лексику. Например, если ты разговариваешь с нефтяниками, нормально сделать неправильное ударение в слове добыча [на первый слог], потому что они сами так говорят. Когда ты хорошо готов, успел прогнать выступление в голове 3-4 раза (для меня это норма), то волноваться уже нет смысла. Но, конечно, после выступлений замечания от коллег бывают - не туда голову повернул, не так выразился. Я всегда прислушиваюсь. Публичное выступление - это формирование имиджа компании и донесение каких-то новых идей, которые у нее есть, до аудитории. В принципе я думаю о том, чтобы пройти специальный курс ораторского искусства. Хотя практики мне хватает, теория никогда не помешает.

Сергей Легашов, региональный менеджер, глава представительства компании General Electric Lighting в странах СНГ

Самый простой метод привлечь внимание аудитории - это задать несколько вопросов. Например, "Какие у вас ожидания от этой встречи? "или "Чему стоит уделить больше внимания? "Это достаточно действенный способ, которым я всегда пользуюсь. После этого я уже не превращаюсь в так называемую "говорящую голову": прочитал по бумажке и ушел. Я могу сопоставить то, что собирался сказать, и что хотят от меня услышать, могу быстро перестроить свою речь. Это приходится делать практически всегда. К выступлению я готовлюсь самостоятельно, речь полностью не пишу - только тезисы.

Что касается волнения, то оно присутствует. Но чтобы с ним справиться, в принципе достаточно несколько минут - нужно сосредоточиться на теме выступления, подумать, как изложить ее, как сделать ее понятной для аудитории. Я думаю, выступление не должно затягиваться больше, чем на 20 - 30 минут, иначе люди уже перестают его воспринимать. Чаще всего мне приходится выступать перед своими сотрудниками и на совещаниях в штаб-квартире. Мне кажется, перед этой аудиторией говорить тяжелее, нежели на конференциях или семинарах. Потому что эти люди все знают и невозможно что-то приукрасить. Я считаю себя достаточно хорошим оратором. Во всяком случае, люди слушают меня и не засыпают. Хотя в Военном институте [иностранных языков], где я учился, преподавали ораторское искусство, больше мне помогли практические навыки.

Игорь Сидоров, генеральный директор ОАО "Русская страховая компания"

Во время выступления на совете директоров самое главное - правильно изложить ситуацию, будь она хорошая или плохая. Увлечь акционеров можно, только если наглядно показать какие-то острые моменты. Например, если просто сказать: "Вы знаете, у нас уставной капитал маленький", реакции может и не быть: ну, маленький и ладно. А если сказать, что он маленький и это приведет к тому, что завтра могут лицензию отозвать, то все сразу просыпаются. К таким выступлениям я готовлюсь самостоятельно, пишу себе план несколько вопросов. Я по образованию экономист, и с этим у меня проблем нет. К выступлению на конференции подготовка отличается. В таком случае пишется полностью доклад, и в этом уже принимают участие специалисты. Во время выступлений особого волнения я не испытываю - достаточно легко беру себя в руки.

Юлия Фалькевич

Опубликовано в газете
"Ведомости" 10 ноября 2005 года

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Обучающие курсы и полезные ИИ-сервисы: с чего начать молодому предпринимателю
  2. 2 Мощно и понятно: какими KPI в PR и SMM делиться с руководством
  3. 3 7 смертных грехов креатива
  4. 4 Почему вам не нужно собственное бренд-медиа
  5. 5 Что не учитывают при найме коммуникаторов? Топ-6 ошибок