Исследование PwC: Самые молодые женщины-руководители работают в сфере недвижимости и масс-медиа
Ксения Дементьева
Как показывают результаты исследования "Женщина-лидер в российском бизнесе", большинство женщин-менеджеров планируют развивать карьеру и дальше
Присоединиться
Господствующие в современном обществе стереотипы, отмечают аналитики PricewaterhouseCoopers, поддерживают скорее "мужскую" модель лидерства и ведения бизнеса. Но даже несмотря на это, на руководящих позициях (как в среднем, так и в высшем менеджменте) все больше женщин. Они проявляют лидерские качества, возглавляют компании, входят в советы директоров, создают собственный бизнес.
Как выяснили аналитики, изучая примерный портрет современной женщины-руководителя, ей примерно 37,5 лет, она обладает значительным опытом (больше половины опрошенных занимают управленческую должность дольше пяти лет), она хорошо образованна (у 40% респонденток два и более высших образования, а у 9% - степень МВА или ученая степень). Кроме того, окончательно разрушается миф о том, что женщина-руководитель одинока и живет только работой: у большинства участниц исследования есть дети, они находят достаточно времени на семью и увлечения. 78% респонденток предпочитают активные виды досуга - в основном это спорт и фитнес (20%), путешествия (14%) и танцы (8%).
Пятерка сфер бизнеса, в которых работают российские руководительницы, выглядит так:
1. Финансы, консалтинг (32%).
2. Производство (21%).
3. Оптовая и розничная торговля (10%).
4. СМИ, медиа (7%).
5. Транспорт и связь (6%).
Согласно полученным данным, женщин на топовых позициях, в компаниях пока не слишком много: в 24% компаний их доля не превышает 5%. С членством в советах директоров ситуация все-таки лучше: в 51% компаний в совет входит хотя бы одна женщина. Однако большинство опрошенных не согласны со сложившимся положением дел: 82% женщин считают, что представительницы прекрасного пола обязательно должны присутствовать в советах директоров.
Среди наиболее влиятельных женщин России участницы исследования выделили государственных деятелей - председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентину Матвиенко, председателя ЦБ РФ Эльвиру Набиуллину, заместителя министра экономического развития РФ Ольгу Дергунову и помощника президента Татьяну Голикову. Среди представительниц бизнеса самыми влиятельными названы генеральный директор InfoWatch Наталья Касперская, заместитель председателя правления Сбербанка Белла Златкис и глава "Трансаэро" Ольга Плешакова.
Самые важные качества для лидера - работоспособность и ответственность
Исследователи попросили участниц опроса назвать те профессиональные качества, которые, по их мнению, наиболее важны для женщин-руководителей. Более 60% респонденток выделили высокую работоспособность, ответственность, коммуникационные навыки и стратегическое мышление. А вот среди наименее важных качеств оказались чувство юмора, желание идти на риск и стремление к самореализации.
Женщины старше 40 лет отметили, что образование, профессионализм, умение выстраивать отношения в команде и жизненный опыт - наиболее важные факторы карьерного продвижения (в то время как внешняя привлекательность и социальные связи не слишком значимы).
На карьерный рост ориентированы в большей степени респондентки моложе 35 лет - с возрастом она значительно снижается. Для сравнения, в первой возрастной группе дальше расти хотят 60% опрошенных, а в категории старше 45 этот показатель снижается до 30%.
Самые молодые руководительницы работают в сфере недвижимости и СМИ (средний возраст - 31 и 32 года соответственно), а также в гостиничном, ресторанном бизнесе, в сфере здравоохранения и социальных услуг (средний возраст - 33 года). Самый высокий средний возраст женщин-менеджеров - 40 лет - в сферах коммунальных, социальных и персональных услуг, сельского хозяйства и рыболовства, энергетики.
Что касается профессиональной конкуренции, то 65% участниц опроса прибегают к ней в зависимости от конкретной ситуации. Жительницы Москвы воспринимают конкуренцию более ситуативно, чем представительницы регионов. В Москве меньше, чем в регионах, представлены полярные группы - те, кто не любит конкурировать, и те, кто относится к конкуренции положительно. Если говорить о конкурентных преимуществах по сравнению с мужчинами, то самые важные из них, по результатам исследования, - высокая работоспособность (77%), лояльность к компании-работодателю (46%), личностные качества (46%), высокий уровень образования (35%) и более низкий уровень вознаграждения (31%).
Интересно, что наибольшую удовлетворенность карьерой испытывают женщины, работающие в некоммерческих организациях (причем в Москве женщины чувствуют себя более состоявшимися в профессиональном плане, нежели в регионах).
Стиль руководства и отношения с подчиненными
Половина участниц исследования отметила, что они руководят в основном женскими коллективами, однако большинство женщин-руководителей комфортно чувствуют себя при любом гендерном составе подчиненных. Но в случаях, когда в коллективах преобладают представители одного пола, женщины предпочитают работать с мужскими командами.
Примерно половина женщин-менеджеров характеризуют свой стиль руководства как демократичный или партнерский (44%), а 22,5% называют свой стиль строгим и авторитарным - в Москве он более распространен, нежели в регионах. 19% женщин придерживаются либеральной, гибкой манеры управления.
Как и карьерные устремления, избираемый стиль управления имеет взаимосвязь с возрастом женщины-руководителя. Молодые женщины (до 35 лет) больше предпочитают либеральный или авторитарный стили, а в возрастной категории 45+ наиболее популярный стиль - партнерский.
"Мой стиль руководства зависит от ситуации, в которой находится компания. В кризисной ситуации необходим авторитарный стиль. В период стартапа или творческого поиска путей развития преобладает демократия и фасилитация идей сотрудников", - рассказывает директор по развитию бизнеса Danone-Unimilk CIS Любовь Александрова.
Work-life balance
Чем старше женщины-руководители, тем больше свободного времени они уделяют общению с семьей и чтению непрофессиональной литературы, но реже встречаются с друзьями, посещают театры, кино и рестораны.
Из всех категорий опрошенных наибольшую часть своего свободного времени уделяют домашним делам женщины в возрасте от 35 до 45 лет, а после 45 лет временные затраты на их выполнение несколько снижаются и вновь возрастают в самой старшей группе. Наконец, в любом возрасте женщины-руководители уделяют достаточно внимания и времени уходу за собой и заботе о здоровье.
Советы женщинам, которые хотят стать лидерами, дала руководитель Центра развития карьеры Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Ольга Борисова:
"1. Расстаться с чувством вины, чтобы уметь сделать выбор и принять верное решение.
2. Овладеть тайм- менеджментом.
3. Научиться управлять своими страхами.
4. Лидером нужно быть, если это приносит тебе счастье!"
Как выяснили аналитики, изучая примерный портрет современной женщины-руководителя, ей примерно 37,5 лет, она обладает значительным опытом (больше половины опрошенных занимают управленческую должность дольше пяти лет), она хорошо образованна (у 40% респонденток два и более высших образования, а у 9% - степень МВА или ученая степень). Кроме того, окончательно разрушается миф о том, что женщина-руководитель одинока и живет только работой: у большинства участниц исследования есть дети, они находят достаточно времени на семью и увлечения. 78% респонденток предпочитают активные виды досуга - в основном это спорт и фитнес (20%), путешествия (14%) и танцы (8%).
Пятерка сфер бизнеса, в которых работают российские руководительницы, выглядит так:
1. Финансы, консалтинг (32%).
2. Производство (21%).
3. Оптовая и розничная торговля (10%).
4. СМИ, медиа (7%).
5. Транспорт и связь (6%).
Согласно полученным данным, женщин на топовых позициях, в компаниях пока не слишком много: в 24% компаний их доля не превышает 5%. С членством в советах директоров ситуация все-таки лучше: в 51% компаний в совет входит хотя бы одна женщина. Однако большинство опрошенных не согласны со сложившимся положением дел: 82% женщин считают, что представительницы прекрасного пола обязательно должны присутствовать в советах директоров.
Среди наиболее влиятельных женщин России участницы исследования выделили государственных деятелей - председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентину Матвиенко, председателя ЦБ РФ Эльвиру Набиуллину, заместителя министра экономического развития РФ Ольгу Дергунову и помощника президента Татьяну Голикову. Среди представительниц бизнеса самыми влиятельными названы генеральный директор InfoWatch Наталья Касперская, заместитель председателя правления Сбербанка Белла Златкис и глава "Трансаэро" Ольга Плешакова.
Самые важные качества для лидера - работоспособность и ответственность
Исследователи попросили участниц опроса назвать те профессиональные качества, которые, по их мнению, наиболее важны для женщин-руководителей. Более 60% респонденток выделили высокую работоспособность, ответственность, коммуникационные навыки и стратегическое мышление. А вот среди наименее важных качеств оказались чувство юмора, желание идти на риск и стремление к самореализации.
Женщины старше 40 лет отметили, что образование, профессионализм, умение выстраивать отношения в команде и жизненный опыт - наиболее важные факторы карьерного продвижения (в то время как внешняя привлекательность и социальные связи не слишком значимы).
На карьерный рост ориентированы в большей степени респондентки моложе 35 лет - с возрастом она значительно снижается. Для сравнения, в первой возрастной группе дальше расти хотят 60% опрошенных, а в категории старше 45 этот показатель снижается до 30%.
Самые молодые руководительницы работают в сфере недвижимости и СМИ (средний возраст - 31 и 32 года соответственно), а также в гостиничном, ресторанном бизнесе, в сфере здравоохранения и социальных услуг (средний возраст - 33 года). Самый высокий средний возраст женщин-менеджеров - 40 лет - в сферах коммунальных, социальных и персональных услуг, сельского хозяйства и рыболовства, энергетики.
Что касается профессиональной конкуренции, то 65% участниц опроса прибегают к ней в зависимости от конкретной ситуации. Жительницы Москвы воспринимают конкуренцию более ситуативно, чем представительницы регионов. В Москве меньше, чем в регионах, представлены полярные группы - те, кто не любит конкурировать, и те, кто относится к конкуренции положительно. Если говорить о конкурентных преимуществах по сравнению с мужчинами, то самые важные из них, по результатам исследования, - высокая работоспособность (77%), лояльность к компании-работодателю (46%), личностные качества (46%), высокий уровень образования (35%) и более низкий уровень вознаграждения (31%).
Интересно, что наибольшую удовлетворенность карьерой испытывают женщины, работающие в некоммерческих организациях (причем в Москве женщины чувствуют себя более состоявшимися в профессиональном плане, нежели в регионах).
Стиль руководства и отношения с подчиненными
Половина участниц исследования отметила, что они руководят в основном женскими коллективами, однако большинство женщин-руководителей комфортно чувствуют себя при любом гендерном составе подчиненных. Но в случаях, когда в коллективах преобладают представители одного пола, женщины предпочитают работать с мужскими командами.
Примерно половина женщин-менеджеров характеризуют свой стиль руководства как демократичный или партнерский (44%), а 22,5% называют свой стиль строгим и авторитарным - в Москве он более распространен, нежели в регионах. 19% женщин придерживаются либеральной, гибкой манеры управления.
Как и карьерные устремления, избираемый стиль управления имеет взаимосвязь с возрастом женщины-руководителя. Молодые женщины (до 35 лет) больше предпочитают либеральный или авторитарный стили, а в возрастной категории 45+ наиболее популярный стиль - партнерский.
"Мой стиль руководства зависит от ситуации, в которой находится компания. В кризисной ситуации необходим авторитарный стиль. В период стартапа или творческого поиска путей развития преобладает демократия и фасилитация идей сотрудников", - рассказывает директор по развитию бизнеса Danone-Unimilk CIS Любовь Александрова.
Work-life balance
Чем старше женщины-руководители, тем больше свободного времени они уделяют общению с семьей и чтению непрофессиональной литературы, но реже встречаются с друзьями, посещают театры, кино и рестораны.
Из всех категорий опрошенных наибольшую часть своего свободного времени уделяют домашним делам женщины в возрасте от 35 до 45 лет, а после 45 лет временные затраты на их выполнение несколько снижаются и вновь возрастают в самой старшей группе. Наконец, в любом возрасте женщины-руководители уделяют достаточно внимания и времени уходу за собой и заботе о здоровье.
Советы женщинам, которые хотят стать лидерами, дала руководитель Центра развития карьеры Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Ольга Борисова:
"1. Расстаться с чувством вины, чтобы уметь сделать выбор и принять верное решение.
2. Овладеть тайм- менеджментом.
3. Научиться управлять своими страхами.
4. Лидером нужно быть, если это приносит тебе счастье!"
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
29 марта 2024
31 марта 2024
31 марта 2024
Популярное
Лонгриды
Топ лучших смартфонов 2024 года
Архив rb.ru
Как получить больничный, если вы не больны
Списки и рейтинги