Ицхак Адизес: жизненные советы для компаний и людей

Расскажите друзьям
Анна
Анна

Что думает гуру менеджмента о лидерстве, авторитете, ошибках и российских руководителях

"В бизнесе чужая проблема – это ваша потенциальная возможность, и наоборот", - наставляет Ицхак Кальдерон Адизес, которого редко называют иначе, чем "гуру менеджмента". RB.ru записал, что думает о жизни компаний и жизни людей автор 7 книг по управлению, знаменитый бизнес-технолог, который в разное время консультировал крупнейшие международные компании и правительства разных стран.

Сейчас Ицхак Адизес много времени проводит в России. Помимо того, что он является научным консультантом программ Executive MBA и MBA в Институте бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ, он консультирует Сбербанк. Обсуждать проблемы банка с корреспондентом RB.ru Адизес отказался, сославшись на контракт. Ясно лишь, что на будущее этой организации он смотрит оптимистично. Он заявил, что верит в нее и порекомендовал главе Сбербанка Герману Грефу нанять биографа, чтобы фиксировать все изменения, происходящие в компании.

Главная проблема всего российского бизнеса – это, с точки зрения Адизеса, авторитарное руководство.

О России. В России – авторитарная культура, поэтому люди здесь очень тихие. В присутствии начальства подчиненные бояться рот открыть. Вот это, на мой взгляд, самая большая проблема российского бизнеса, но руководители это проблемой не считают – для них это часть культуры, и все.

Об авторитете. Даже авторитетные люди делают ошибки. Высказывайтесь, не надо бояться авторитетов.

О предпринимательстве в России. Считается, что в России нет предпринимательства. Это не так, оно есть, но система в вашей стране не подходящая, авторитарная, поэтому люди занимаются предпринимательством в свободное от работы время.

О коррупции. Коррупция – это худшая болезнь, которая может поразить страну. У меня против нее нет средства. Придется подождать, когда это пройдет.

Об издержках. Российские компании для того, чтобы увеличить прибыль, всегда стремятся сократить издержки. Но не лучше ли вместо этого увеличить выручку? Для этого надо просто повернуться к рынку лицом. Предприниматели работают с выручкой, а бюрократы – с издержками.  

О продукте. Если люди покупают ваш продукт – это еще не значит, что он их удовлетворяет. Подтверждением удовлетворения может служить только возвращение клиентов к вашему продукту. Животные идут на водопой туда, где есть вода, а не туда, где ее нет. Так и люди: они не идут туда, где их потребности не удовлетворяются.

О любви. Вы должны любить свой бизнес, любить клиентов и поставщиков, и это к вам вернется. Стив Джобс любил компьютеры, любил свое дело, вот что им двигало.

О клиентах. Узнайте, что нужно вашим клиентам. Не надо угадывать, просто узнайте.

Об успехе. Бизнесу, чтобы быть успешным, надо обеспечить удовлетворение потребностей в долгосрочной перспективе. Потому что потребности меняются.

О планировании. Планировать – не значит решить, что вы будете делать в следующем году. Планировать, значит решить, что вы будете делать сегодня с оглядкой на то, что следующий год настанет.

О лидерстве. Есть такие люди, у которых получается находить решения, но не получается их реализовывать. А есть люди, у которых все наоборот. Поэтому для управления не нужно искать супер-лидера, вместо этого нужно создать управленческую команду.

О гениях. Если гении и существуют, то они очень редки. Все рекомендации по управлению компанией должны даваться исходя из того, что во главе ее стоит не гений, а обычный человек.

О браке. Муж и женаэто управленческая команда. Поэтому невозможно нормально воспитать ребенка в одиночку. Для того, чтобы построить бизнес, тоже нужна управленческая команда, потому что это то же самое, что растить детей.

О руководителе. Руководитель должен создать среду, которая способствует принятию более качественных управленческих решений. Ему следует выслушать всех коллег и найти среди предложенных решений самое лучшее, только и всего.
 
Об изменениях. Что такое изменения? Изменения – это появление чего-то такого, чего раньше не было. Новое – это проблема. Поэтому многие люди пытаются остановить изменения, чтобы избежать проблем. Но стоять на месте нельзя. Вы будете стоять, а другие будут меняться. В результате они обгонят вас и съедят ваш завтрак.

О менеджменте. Суть менеджмента в том, чтобы управлять изменениями, справиться с ними.

О проблемах. Проблемы – это потенциальные возможности. Как превратить одно в другое? Главное: столкнувшись с проблемой, не задавать вопроса "почему?". Это пустая  трата времени, ответа на этот вопрос не существует. Вместо этого надо задать вопрос "зачем"? Зачем я столкнулся с этой проблемой, для чего она послана мне, какой урок я смогу из этого извлечь? В бизнесе чужая проблема – это ваша потенциальная возможность, и наоборот.

Об ошибках. Как-то я ужинал с владельцем крупной компании. Ему позвонили, он вышел, чтобы поговорить, а когда вернулся, лицо его стало вытянутым от удивления. Я спросил, что случилось. "Мне только что сообщили, что я потерял $20 млн", - ответил он. "Ну и как ощущения?", - поинтересовался я. Он ответил: "Жизнь преподала мне огромный урок, и он стоил мне $20 млн. Мне повезло. Потому что не каждый человек может позволить себе потратить такую сумму на обучение".
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

‡агрузка...

Комментарии

  • Илья Басс 15:16, 20.02.2012
    0
    О клиентах. Узнайте, что нужно вашим клиентам. Не надо угадывать, просто узнайте. Это в дополнение про особенности российского менеджмента. Мы, как правило, все знаем сами, "интуитивно", проведения исследований и опросов - это способ выманить/разбазарить/отмыть/украсть деньги, а не способ получить ответ на конкретный вопрос. О проблемах. Проблемы – это потенциальные возможности. Как превратить одно в другое? Главное: столкнувшись с проблемой, не задавать вопроса "почему?". Это пустая трата времени, ответа на этот вопрос не существует. Вместо этого надо задать вопрос "зачем"? Зачем я столкнулся с этой проблемой, для чего она послана мне, какой урок я смогу из этого извлечь? В бизнесе чужая проблема – это ваша потенциальная возможность, и наоборот. Категорически не согласен с гуру. Задавать вопрос "почему" необходимо при подавляющем большинстве простых проблем, только ответ на этот вопрос (скорее на последовательность вопросов "почему") позволяет избежать аналогичной проблемы в будущем. Очевидно, что следует также задаваться вопросами о том, какие уроки ивлечь из проблемы.
  • mcareoff
    Илья Басс mcareoff 21:31, 20.02.2012
    0
    Вы правы, мы не обязаны извлекать уроки, мы можем просто избегать подобных ситуаций. Вопрос лишь в том, к чему мы стремимся: "чтобы не было плохо, или чтобы было хорошо" ;-)
  • ibcismediaru
    mcareoff ibcismediaru 08:23, 21.02.2012
    0
    Олег, я написал четко - уроки извлекать необходимо. Не менее необходимо чем задавать вопрос почему. Кроме того, лично я делю тактические и стратегические проблемы. При проблемах в стратегии задаваться вопросом почему нет смысла. Полагаю, ответ г-на Адизеса просто не совсем точно переведен.
  • asafronovalistru
    ibcismediaru asafronovalistru 08:42, 21.02.2012
    0
    Илья, возьму на себя смелость сказать, что смысл передан верно, во всяком случае, у меня в этом сомнений нет - дело в том, что Адизес очень развернуто пояснял свою мысль, сложно было чего-то недопонять. В действительности, он говорил о "почему" и "зачем" довольно много. Он в принципе считает вопрос "почему" лишенным смысла, это касается не только бизнеса. На него нет ответа вообще, считает он. Приводил такой пример: как ребенку "победить" нобелевского лауреата? Три раза задать вопрос "почему". На два "почему" лауреат ответит, а на третье "почему" у нобелевского лауреата ответа уже не найдется. По мнению Адизеса, вопрос "зачем" - это своего рода синоним "почему", только "более правильный". И если задавать именно его, получишь те ответы, которые необходимы для того, чтобы проблему превратить в возможность. Как-то так.
  • ibcismediaru
    asafronovalistru ibcismediaru 09:23, 21.02.2012
    0
    ОК. Значит тут я с Адизесом не согласен, все зависит от конкретной ситуации. Пример с нобелевским лауреатом очень показателен, но есть и другой - на производстве встал конвеер, задавать вопрос "зачем" абсолютно бесполезно, а вот "почему" совершенно необходимо. Или более близкий мне - поданы документы на регистрацию товарного знака, получен отказ, вопрос "зачем" соверешнно не имеет смысла, а "почему" необходим, иначе мы и в следующий раз забудем в заявке на регистрацию поставить подпись. Так что снова повторюсь - дело в конкретной ситуации. Обобщать нельзя.
  • Al_Mishin
    Илья Басс Al_Mishin 05:47, 21.02.2012
    0
    Илья, вопрос "почему" это вопрос так или иначе к прошлому. В нем нет движения вперед, ибо прошлое изменить невозможно. Я думаю Адизес тут об этом
  • Валерий Воложин 16:47, 20.02.2012
    0
    Что касается причин авторитаризма и коррупции в России, то о них великолепно написал Строев Сергей Александрович, председатель идеологической комиссии Центрального районного комитета КПРФ Санкт-Петербурга. Хоть он и коммунист, но суть дела раскрыл совершенно точно. http://gidepark.ru/c...omment_11796238 «Так кто они – эти «частные собственники», в руки которых «по недогляду» государства попадают природные ресурсы страны? Владельцы? Как бы ни так! Они ширма, зиц-председатели фунты, а заодно и заложники. Едва получив в свои руки сказочные богатства, они, имена которых известны всей стране, вдруг начинают – совершенно добровольно, заметим! – с потрясающим воображение альтруизмом делиться, делиться и ещё раз делиться. Ибо им тоже – представьте – хочется жить, и притом жить в особняках (которые, правда, у них в любой момент могут отнять), а не на нарах. Кто же те люди, с которыми они делятся? Вот в том и весь смысл системы, что имён и лиц этих счастливчиков мы доподлинно не знаем и не узнаем. Затем всё и сделано, чтобы эти люди в итоге получали всё, даже если бы ничего не воровали и не присваивали сами. И, соответственно, ни за что не несли бы персональной ответственности. Чтобы их – этих конечных выгодополучателей – вообще как бы и не было. О них можно сказать только то, что они – чиновники. И всей своей массой именно они и составляют законы (которые потом едросовская дума просто тупо проштамповывает), и определяют контроль за их исполнением. Едва ли мы выдадим военную тайну нашей горячо любимой Родины, если констатируем, что распилы и откаты в движении потоков бюджетных средств являются не «случайными флуктуациями», а основным содержанием и смыслом всего движения. Коррупция государственного российского аппарата – это не его «болезнь», это не некое «отклонение от нормы». Это и есть сама его норма. Это то, ради чего и чем этот аппарат вообще живёт». Какой урок российский народ должен извлечь из проблемы чрезмерной авторитарности и из проблемы коррупции? Трудно сказать. Потому что российский народ в своей массе не извлекает уроки из своей богатой истории. Эти уроки извлекают себе на пользу другие страны.
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Innoweek
21 мая 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase