Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Из-за падения нефтедоходов взятки в России будут давать меньше, но чаще

Архив rb.ru
Владимир

Автор издания RB.RU

Владимир

"Легкие" деньги из-за дешевой нефти кончаются, заменит их казна

Из-за падения нефтедоходов взятки в России будут давать меньше, но чаще

  Уровень коррупции в России в этом году может снизиться, считает главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков: по мере удешевления нефти приток "легких денег" в экономику, идущих на подкуп госслужащих, уменьшается. Эксперты соглашаются, что сумма взяток под влиянием кризиса понизится, но масштабы коррупции как явления только увеличатся. 

Коррупция в целом для экономики незаметна, когда бизнес растет: большая взятка не мешает предпринимателю получать прибыль, а потребителю - покупать подорожавший из-за взятки товар. И вместе с экономическими показателями в России последние годы росла и коррупция. Зависимость, если учесть, что главным экспортным товаром страны является нефть, доходы от продажи которой составляют основную часть бюджета,  не удивительная.

Евгений Гавриленков подметил, что в 2004 году, когда в России был зафиксирован наименьший так называемый "индекс восприятия коррупции", составляемый Transparency International на основе опросов предпринимателей и чиновников, цена на отечественную нефть  (марки Urals) составляла $34,18 за баррель. Наихудший результат Россия показала в 2008 году, когда Urals подорожала до исторического пика в $142,94 за баррель, а среднегодовая также достигла максимума - $95 за баррель.

"Когда деньги дешевые и легко доступны, как это было, когда доходы от добычи нефти текли рекой, люди не против платить взятки, - цитирует Bloomberg пояснения экономиста. - Когда пирог растет, каждый хочет себе кусок побольше, но когда он сжимается, люди сосредотачиваются больше на выживании. Если вам нечем платить, то вы не платите, что сейчас и наблюдается в России".

Денег меньше, взяток больше

По оценкам экспертов, основанным на данных Генпрокуратуры, до кризиса чиновники ежегодно брали взяток на $240 млрд. В 2009 году, по прогнозу Минэкономразвития, нефть будет стоить в 2,3 раза дешевле, чем в минувшем году - $41 за баррель. Однако ждать, что коррупция в стране во столько же раз уменьшится, если уменьшится вообще, не стоит. Напротив, масштабы явления только увеличатся, считает председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов.

Просто теперь вместо бизнеса чиновники будут "доить" казну - благо есть что делить. "Коррупция возрастет за счет реализации многомиллиардных антикризисных программ, вливаний госденег в банковский сектор, распределения госкредитов компаниям и регионам. Начнется передел компаний, а значит увеличится коррупция в судах, правоохранительной системе в целом", - поясняет RB.ru свою позицию Кирилл Кабанов. Фактически финансовый и экономический кризис в России лишь подстегнет коррупцию, считает глава НАК.

С этим мнением во многом согласна гендиректор представительства Transparency International  Елена Панфилова. Помимо суммарного объема взяток, который в 2009 году в России вполне может снизиться, есть и второй показатель вычисления уровня коррупции - частотность (то есть как часто люди дают/берут взятки), и он может вырасти, поясняет эксперт. По ее оценке, росту числа коррупционных сделок в России способствует две основные причины. Сам экономический кризис, для преодоления которого правительства разных стран спешно принимают меры, механизм которых из-за их срочности не всегда полностью прозрачен. За этим в разных странах следят различные общественные институты. В России их практически нет, что повышает коррупционные риски, замечает Елена Панфилова.

"Пчелы против меда"

Одним из своих  главных задач, напомним, Дмитрий Медведев по вступлению в должность президента провозгласил борьбу с коррупцией. С его подачи Госдума приняла-таки, предварительно подчистив от наиболее эффективных антикоррупционных норм, закон "О противодействии коррупции". Даже в таком виде он полностью не заработал - не раскрывать доходы семьи чиновники могут до 2010 года.  За это время правительство как раз успеет раздать большую часть антикризисного пирога. Перенос введения антикоррупционных мер на 2010 год не случаен и является ярким примером силы лоббирования чиновничьего аппарата, уверен глава НАК. Даже если бы их ввели с начала 2009 года, то они все равно бы не заработали, замечает  Елена Панфилова: в государстве просто некому заниматься проверкой отчетов чиновников в таком масштабе, нет ни людей, ни организаций.

Заказчиком противодействия коррупции должно быть общество, а не государство, замечает Кирилл Кабанов. И именно общество должно контролировать эту борьбу. У нас же  борьбу с коррупцией передали силовикам, то есть тем же властным структурам, которые в общественном сознании с ними в первую очередь отождествляются - то есть ситуация "пчелы против меда", заключает председатель НАК. Силовые ведомства - совершенно закрытые структуры, и сейчас происходит закручивание гаек, что неправильно, считает  эксперт.  Напротив, уверен он, кризис - это шанс реорганизовать и оздоровить систему государственного управления, ведь до сих пор на госслужбу идут ради получения денег в виде взяток. А с нынешними правительственными мерами этот институт кормления в кризис только укрепится, считает эксперт.

Непозволительная роскошь

Как замечает Кабанов, борьба с коррупцией будет неэффективной, пока в обществе не созреет запрос на нее. А это может произойти только при становлении правового сознания россиян, уверен он.

Экономист Константин Сонин замечает, что большая коррупция во время кризиса для экономики России - непозволительная роскошь. В качестве основной меры против коррупции он называет увеличение подотчетности политиков, находящихся у власти, гражданам, то есть возвращение выборов губернаторов и избрание нового парламента по одномандатным округам. Зависимость "чем конкурентнее выборы, тем меньше коррупции" неоднократно подтверждалась учеными-экономистами, замечает эксперт на страницах "Ведомостей".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter