Железнодорожные билеты подорожают с октября

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

Федеральная служба по тарифам провела внеплановую индексацию пассажирских тарифов на поезда

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) одобрила рост стоимости железнодорожных билетов в плацкартных и общих вагонах с 1 октября. Обычно тарифы на эти перевозки ФСТ устанавливает один раз в год на весь период с января по декабрь. Однако октябрьское повышение в традиционную схему не вписывается. Это уже второе повышение цен на железнодорожные билеты в этом году.

С 1 октября тарифы на проезд в плацкартных, общих и сидячих вагонах нескоростных поездов, а также комиссионные сборы за оформление билетов вырастут на дополнительные 12%. Такое решение было одобрено вчера на  ФТС. К примеру, проезд в плацкартном вагоне (без постельного белья) из Москвы в Нижний Новгород подорожает с 262,8 руб. до 294,3 руб. (год назад он стоил 230,5 руб.), а в сидячем с 180,9 руб. до 202,6 руб. (в прошлом году - 158,7 руб.).  В целом годовое подорожание стоимости билетов составит 27,7%, хотя в начале года обещали только 14%.

ФСТ регулирует тарифы на пассажирские перевозки в плацкартных, общих и сидячих вагонах нескоростных поездов. Тарифы на проезд в купейных вагонах, вагонах класса люкс и на скоростных поездках устанавливает сама РЖД, и госмонополист пока не планирует повышать тарифы на них до конца года. ФСТ тоже, как правило, устанавливает тарифную сетку один раз в год, которая действует с 1 января по 31 декабря. Так на 2008 г. было установлено повышение тарифов на 14%.



Плюс к этому ФТС устанавливает повышающие и понижающие сезонные коэффициенты (весь год разбивается на более чем двадцать периодов, в которых действуют разные коэффициенты). Например, в конце декабря (29-30 числа), когда действует повышающий коэффициент, проезд в плацкарте из Москвы в Нижний Новгород должен был бы стоить 488,5 руб. Из-за октябрьского повышения тарифов он будет стоить все 547,1 руб. (в 2007 г. в эти же числа - 297 руб.), пишет "Время новостей".

Убыточная "социалка"

В ФТС утверждают, что октябрьское повышение тарифов  на пассажирские перевозки было заложено в прогноз социально-экономического развития страны до 2010 г., которое было одобрено на заседании 21 августа этого года. В этом прогнозе говорится о необходимости такой индексации "в целях сокращения перекрестного субсидирования пассажирских железнодорожных перевозок в дальнем следовании в регулируемом секторе за счет общего финансового результата деятельности ОАО "РЖД", а также с целью сокращения объемов субсидий, предусматриваемых в федеральном бюджете для целей компенсации потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов перевозки пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах)".

Пассажирские перевозки в этих вагонах являются социально значимыми для страны, с одной стороны, и убыточными для РЖД, с другой. Поэтому тарифы в этой сфере отданы на откуп ФТС, а РЖД взамен получает ежегодно компенсацию по ним из федерального бюджета. Например, в это году бюджет выделяет госмонополии с этой целью 19,4 млрд руб. (на 3 млрд руб. больше первоначально одобренной суммы), в 2009 г. субсидии будут на уровне 22,6 млрд руб., а в 2010 г. - на уровне 24,069 млрд руб. РЖД неоднократно заявляла, что будет снижать убытки от пассажирских перевозок за счет роста прибыли от перевозок в купейных вагонах и вагонах класса люкс, где сама отвечает за тарифную политику.

По данным ФТС, чтобы пассажирские ж.-д. перевозки стали безубыточными, то, например, проезд в плацкартных вагонах в этом году должен был бы подорожать на 78,4%, в 2009 г. - в 2,1 раза, а в 2010 г. - в 2,4 раза.  Получается, россиянам надо еще радоваться, что рост стоимости билетов в плацкартах в этом году в целом составит 27,7%, а не 78,4%. Хотя как тут не огорчаться, когда цена билета должна была увеличиться всего на 14%.

Да еще, как уверяют эксперты газеты, эта индексация отразится на росте инфляции. Точных цифр привести сложно, однако по экспертным оценкам, новый рост тарифов пассажирских перевозок приведет к дополнительному росту инфляции на 0,1-0,2%.

Сейчас РЖД просит ФСТ провести новую индексацию тарифов еще и на большинство грузовых перевозок - в среднем на 10%. Хотя весной ФСТ дополнительно уже и так повысила тарифы на перевозки грузов, из-за чего они подорожали на 16,3% вместо обещанных 11%. По мнению экспертов газеты "Коммерсантъ", это повышение, особенно в условиях резкого падения цен на зерно на внешнем рынке, сильно ударит по экспортерам, которые переложат рост издержек на сельхозпроизводителей. Это повышение скажется и на стоимости недвижимости, потому что по железной дороге доставляется много стройматериалов.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Промышленная кибербезопасность: цифровая трансформация — вызовы и возможности
19 сентября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase