Архив rb.ru

Жизнь и карьера – 2010: основные тенденции

Архив rb.ru
Ирина

Ирина

Стремление россиян к экономии и стабильности сохранятся и в наступающем году

Жизнь и карьера – 2010: основные тенденции
Присоединиться

  Несмотря на апокалиптические настроения начала года, если верить исследованиям, все сложилось не так уж плохо. Мы меняли работу, строили карьеру, находили возможность отдохнуть и даже купить квартиру. И хотя многие уже и не вспоминают кризис среди важных событий в жизни страны, порожденные им стремление к экономии и стабильности останутся с нами и в 2010 году.

Экономное потребление 

Одна из основных тенденций 2009 - мы стали экономить. Те, кто пал жертвой увольнений, задержек или сокращения зарплаты, были вынуждены «затянуть пояса» из-за реального сокращения доходов, другие - «на всякий случай», опасаясь, что все эти проблемы могут коснуться и их, рассказывает директор по коммуникациям Исследовательской компании КОМКОН Людмила Новиченкова.

«Стабильным кризисным» называют сегодняшнее потребительское поведение россиян эксперты компании «Бизнес Аналитика». Мы стали покупать меньше продуктов, обходим несколько магазинов в поисках более выгодных предложений, отказались от излишеств, а там, где отказаться было нельзя, перешли на более дешевые заменители.

Покупать бытовую технику россияне не перестали, но начали подходить к таким покупкам более взвешенно, а часть предпочла отложить обновление «парка» домашней техники до лучших времен. Изменились и мотивы: бытовую технику стали чаще менять по необходимости, например, если сломалась старая или если увеличилась семья. И реже - из-за того, что она морально устарела. Как и в случае с продуктами питания, появилось много покупателей, сравнивающих цены в разных магазинах, чтобы найти товар с наименьшей ценой (подробнее о потребительском поведении российских покупателей в 2009 году - в доп. материалах).

К сожалению, многим в этом году пришлось экономить и на отпуске, в этом году из-за финансовых затруднений от него пришлось отказаться почти половине работающих россиян.

«Мы полагаем, что кризисные тенденции будут иметь место продолжительное время, - говорит Юлия Воеводина, старший руководитель проектов «Бизнес Аналитики». - В ближайшее полтора года уровень потребления основных категорий продуктов питания и напитков сокращаться не будет, и начнется медленное восстановление, хотя докризисный уровень потребления по большинству категорий будет достигнут только через несколько лет».

Квартирный вопрос 

Удача улыбнулась тем, кто успел накопить 2/3 стоимости квартиры. Цены в эконом-сегменте снизились за год на 30%, и появилась возможность приобрести жилье, не прибегая к займу или заняв меньшую сумму. Но таких счастливчиков немного. Как показали результаты декабрьского исследования  Kelly Services, квартиру в этом году смогли купить лишь 6% опрошенных  россиян. Жилищные же условия 76% респондентов в 2009 году не изменились.

Немного было сделок и с элитной недвижимостью. «Люди, располагающие такими средствами, предпочитали вкладывать деньги в развитие собственного бизнеса», - поясняет генеральный директор агентства недвижимости DOKI Валерий Барнинец.

Работа и карьера 

В уходящем году компании сокращали персонал, бонусы и премии, замораживали зарплаты и урезали соцпакеты. По данным Kelly Services больше всего пострадали программы ДМС: их сократили или отменили у 20% респондентов (подробнее - в доп. материале).

Не имея возможности «помочь материально», работодатели стали активнее прибегать к иным способам поощрения. Как выяснил SuperJob, из всех возможных наши соотечественники ценят дополнительные выходные, гибкий график и публичную благодарность из уст начальника.

В 2009 году на поиск работы приходилось тратить больше времени и сил. Зарплатный демпинг соискателей, как отмечает Юлия Бронникова, руководитель исследовательского центра компании "Империя кадров", спровоцировал падение уровня предлагаемых работодателем зарплат, причем в наибольшей степени пострадал средний менеджмент, зарплаты которого сократились на 20-30%. При найме же приоритет отдавался универсалам и «многостаночникам». Тем, кто мог вести несколько участков, и был способен доводить до победного конца реальные проекты.

На этом фоне сформировалась карьерная тенденция, которую, пожалуй, можно назвать основной: «Лучше синица в руке, чем журавль в небе». Менеджеры стали ценить стабильность больше карьерного развития и зарплаты, а «работодателем мечты» стало государство. По словам Дениса Рощина, старшего партнера «ТРИОЛИТ Executive Search», образ госчиновника в умах современных карьеристов становится все более и более популярным, сменяя образ успешного бизнесмена или крупного топ-менеджера.

Если говорить о профессиях, то на конец года по данным SuperJob, максимальным спросом по-прежнему пользуются менеджеры по продажам, за ними следуют инженеры, квалифицированные рабочие и бухгалтеры (подробнее о рынке труда - 2010 - в доп. материале). Кстати, сферу продаж в плане трудоустройства считает для себя наиболее перспективной и каждый десятый экономически активный россиянин. На втором месте - сфера экономики, бухгалтерии и финансов. Самыми же бесперспективными с точки зрения карьеры считаются наука, коммунальное хозяйство, образование, культура, спорт и туризм (о том, что ждет рынок труда в наступающем году, читайте в доп. материалах).

Удачный год? 

Как показали предновогодние опросы, многие склонны считать, что уходящий год, несмотря на финансовый кризис, был для них вполне успешным. Так, по данным Profi Online Research, тех, для кого 2009 год сложился лучше, чем предыдущий, оказалось больше, чем в прошлом году. Большинство респондентов отмечает, что уходящий год был знаменателен для них как личными профессиональными успехами, так и успехами членов их семей: кого-то повысили в должности, кто-то нашел хорошую работу, стал получать больше денег или создал собственный бизнес. Сложным и неудачным его назвали лишь 22% респондентов. Правда, справедливости ради, нужно отметить, что речь идет о жителях крупных городов.

Среди кризисных тенденций, по словам Дениса Рощина, есть и приятные. Так, многие менеджеры отмечают возросшую важность семейных ценностей и стали больше внимания уделять своим семьям. «С одной стороны, для этого освободилось больше времени. С другой стороны, семья дает поддержку, так необходимую в непростое кризисное время», - поясняет он.

В целом же, чем ближе Новый год, тем реже россияне упоминают кризис среди важных событий в жизни страны. «Если в феврале для большинства респондентов он был самым важным событием месяца, то в декабре о кризисе без подсказки вспомнили лишь 7%», - говорит Людмила Новиченкова.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Superjob назвал 20 лучших IT-вузов России по уровню зарплат выпускников