Архив rb.ru

Каждая пятая авиакомпания в России на грани банкротства

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Около 35 авиакомпаний могут уйти с рынка перевозок в 2009 году из-за долгов

Каждая пятая авиакомпания в России на грани банкротства
Присоединиться
Почти каждая пятая авиакомпания в России имеет такие серьезные долги, что в ближайшее время может лишиться права летать, заявил сегодня глава Минтранса Игорь Левитин. Росавиация разослала авиакомпаниям из "черного" списка свои предупреждения. Ведомство пытается избежать повторения ситуации с банкротством AirUnion, когда тысячи пассажиров вынуждены были толпиться в аэропортах по несколько дней и даже недель. Ответ за "неразбериху" тогда пришлось держать Росавиации.

В 2009 году примерно 20% российских авиакомпаний (порядка 35) могут лишиться права на выполнение полетов в связи с задолженностью перед аэропортами, налоговыми органами и аэронавигационными службами, заявил сегодня глава Минтранса Игорь Левитин. "Если они не смогут пройти все эти требования, то думаю, что их не будет", - сказал Левитин в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

По его словам, в Росавиации имеется список таких перевозчиков, за которыми ведомство пристально следит. Ведомство уже выслало авиакомпаниям с большой долговой нагрузкой письменные предупреждения. Конкретные имена компаний из "черного" списка озвучены не были. В ведомстве лишь отметили, что среди проблемных перевозчиков есть не только малоизвестные небольшие авиакомпании, но и "те, кто на слуху и давно занимается авиаперевозками". В агентстве также отметили, что должники получили письменные уведомления об их долгах. Как только авиакомпания гасит свою задолженность, она автоматически выбывает из списка должников.

Бороться с авиакомпаниями, систематически задерживающими или отменяющими рейсы, ведомство будет традиционными мерами - уменьшением глубины продаж или сокращением чартерных программ на нынешний год.

Авиация учится на ошибках

После неприятного инцидента с AirUnion братьев Абрамовичей, когда летом прошлого года из-за нехватки денег компании альянса не смогли заправить свои самолеты топливом и тысячи человек были вынуждены толпиться в аэропортах по несколько дней и даже недель, ответ держала Росавиация. В частности, глава Росавиации Евгений Бачурин после этого лишился своего места. Хотя официально премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение с формулировкой "в связи с переходом на другую работу". Но экс-глава Росавиции говорил, что уходит "не по собственному желанию". Новое руководство Росавиации, возглавляемое Геннадием Курзенковым, повторения ситуации не желает, поэтому пристально наблюдает за долгами и финансовым состоянием авиакомпаний и делает им предупреждения, считают эксперты. 

Кризис убивает авиакомпании

Сначала авиакомпании столкнулись с резким скачком цен на авиатопливо, потом грянул кризис. В итоге перевозчики, как крупные, так и мелкие, оказались в сложной финансовой ситуации. Следствием кризиса стало падение роста авиаперевозок. В этом году авиаперевозки могут снизиться на 10%, по прогнозу Минтранса. Причем, снижение пассажироперевозок в январе этого года на 11% лишь доказывает неутешительный прогноз на год.  Долги перевозчиков стали серьезной головной болью как для них самих, так и для Росавиации и государства в целом.

"Сейчас можно сказать лишь, у кого точно нет проблем -  это у "Аэрофлота", так как у него минимальное количество долговой нагрузки и есть положительные денежные потоки. У остальных авиаперевозчиков ситуация хуже, у кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей", - говорит RB.ru аналитик ИК "Россгострах-инвестиции" Евгений Шаго. Так, совокупный долг калининградской "КД авиа" только в середине 2008 года составил 7,1 млрд рублей при операционной прибыли 29 млн рублей. Долг четвертой авиакомпании страны - ГТК "Россия", базирующаяся в Пулково, - превысил 4 млрд рублей. Общая сумма кредитов у "Сибири" - 10,4 млрд рублей, и на прошлой неделе перевозчик допустил технический дефолт по облигациям на 2,3 млрд рублей. 

Авиакомпании таят на глазах

Евгений Шаго соглашается, что из-за кризиса навсегда покинуть небо могут порядка 35 авиакомпаний. Число российских авиакомпаний с начала года уже сократилось на 8 штук, сообщала ранее Росавиация. По итогам 2008 года в России было 175 авиакомпаний, теперь только 167. Сертификаты эксплуатантов аннулированы у "Интеравиа", "Сатурна", "Омскавиа", "Сибирской авиатранспортной компании", "Дальавиа", "Красноярских авиалиний", "Домодедовских авиалиний" и "Авиапредприятия "ТЕСИС".

Сможет та или иная авиакомпания справиться со своими проблемами, зависит от соотношения показателей долговой нагрузки и положительного денежного потока, - считает Шаго. Повезет и тем, кому государство готово оказать поддержку.

Спасти ГТК "Россия" намерена губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Вместе с гендиректором ГК "Ростехнологии" Сергеем Чемезовым она заявила о готовности скорейшего "разрешения проблем авиакомпании".  Планируется, что в рамках создаваемой большой корпорации "Росавиа" появится отдельное юридическое лицо, зарегистрированное в Петербурге - "Росавиа-Санкт-Петербург". И правительство Петербурга может выкупить в собственность города пакет 25% акций плюс 1 авиакомпании, создаваемой на базе ГТК "Россия" в Петербурге. Чиновники решили оказать господдержку и "Сибири", выслушав доклад гендиректора Владислава Филева о проблемах компании.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter