Архив rb.ru

Каждый пятый в российском автопроме уволен

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Численность персонала в автопроме сократилась почти на четверть, а средняя зарплата - почти на треть

Каждый пятый в российском автопроме уволен
Присоединиться
Почти четверть сотрудников предприятий российского автопрома лишились своей работы. Средняя заработная плата тех, кому удалось сохранить свое место, сократилась почти на треть. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные "АСМ-Холдингом". Эксперты ожидают осенью новой волны увольнений в автопроме. 

Согласно информации "АСМ-Холдинга", в мае 2009 году численность сотрудников на предприятиях российского автопрома сократилась на 22% по сравнению с данными за май 2008 года: всего 315,1 тыс. против 384,6 тыс. человек. Таким образом, за год работы лишились почти 70 тыс. человек, то есть каждый пятый сотрудник в автопроме.

С января по июль 2009 года в автопроме и сельхозмашиностроении было уволено 44 801 сотрудник, приводят данные RB.ru в профсоюзе работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ (Профсоюз АСМ РФ). "Под угрозой увольнений находятся 51 622 работника по информации на конец июля", - говорит RB.ru заместитель председателя профсоюза АСМ Виктор Горенков. Впереди автопром ждет "достаточно сложная осень, на которую намечена очередная волна сокращений", считают так же в "Автостате".

Основная доля сокращений приходится на традиционные российские автозаводы, однако надо учитывать, что и общая численность персонала на них существенно выше, чем на автосборочных предприятиях иностранных производителей, добавляет Горенков. "Причем, ситуация на "АвтоВАЗе" сейчас не самая худшая, наиболее тяжелое положение с возможными сокращениями наблюдается на предприятиях группы "ГАЗ", - говорит RB.ru Виктор Горенков. Только за первое полугодие на нижегородских предприятиях группы "ГАЗ", по его данным, уволено 15 тыс. человек, а до конца года ожидается сокращение еще порядка 10 тыс. человек. На "КамАЗе" в этом году было уволено порядка 1600 человек, но прямых угроз массовых увольнений пока нет, говорит Горенков.

Зарплаты

Формально перед "АвтоВАЗом" проблема увольнений сейчас не стоит: здесь еще не было сокращений и не планируется, по официальным заявлениям руководства. Однако руководство тольяттинского автогиганта может ввести на шесть месяцев с сентября этого года сокращенный режим работы в одну смену. "Фактически ползавода не будет работать", - говорит Горенков. Причем, труд будет оплачиваться по фактической работе. В итоге заработная плана рабочих сократится вдвое: вместе 16 тыс. рублей, которые в среднем получают рабочие "АвтоВАЗа" при нормальном графике работы, им придется учиться жить на 6-8 тыс. рублей в месяц.

Те, кому повезло сохранить свое рабочее место в кризис, приходится мириться с урезанными заработками. В целом средняя зарплата на предприятиях автопрома и сельхозпрома за полгода снизилась на 23,8%, приводят данные в профсоюзе АСМ. По данным "АСМ-Холдниг", средняя заработная плата работника в автопроме в мае 2009 году стала равняться 12 884 рублям, что на 28% меньше уровня зарплаты в мае 2008 года - 16 339 рублей. Причем, средний уровень зарплат в автопроме стал существенно ниже среднего уровня оплаты в целом по России, отмечает Горенков, со ссылкой на официальные данные Росстата. На май 2009 года средняя зарплата сотрудника автопредприятия - в 12 884 рубля - оказалась на 30% ниже среднего уровня зарплат по России, который составил 18 190 рублей. Уровень оплаты рабочих в автопроме продолжит наращивать отставание от общероссийских показателей, прогнозирует эксперт. В первую очередь за счет урезания рабочего графика и зарплат на "АвтоВАЗе", а соответственно, и на предприятиях поставщиков комплектующих завода, добавляет Горенков.

Резкое падение производства

Столь тяжелая ситуация с численностью персонала и зарплатой в автопроме связана в первую очередь со снижением спроса на автомобили в кризис. Продажи легковых автомобилей в России упали почти вдвое за первые шесть месяцев (данные AEB). Объем производства автомобильной техники в первом полугодие сократился в 2,6 раза до 340 тысяч машин (данные "АСМ-Холдинг"). Так, "АвтоВАЗ" произвел за 6 месяцев 2009 г. 139 404 автомобилей против 384 491 в 2008 г. "Ульяновский автомобильный завод" собрал 4 661 машины (в 2008 г. - 15 314 единиц), "Ижавто" - 9 797 штук (в 2008 г. - 31 775 единиц), группа компаний "Автотор" - 29 771 штук (в 2008 г. - 55 445 единиц). Темпы выпуска легковых автомобилей зарубежных брендов в России оказались более высокими, тем не менее, они составили только 46,6% к сопоставимому периоду прошлого года, посчитали в "АСМ-Холдинге". В августе в связи с остановкой ряда ведущих предприятий автопрома ожидается падение производства в 5-10 раз, прогнозируют в "Автостате".

Социальная напряженность

Массовые увольнения и снижение заработка могут вызвать социальную напряженность в автопроме. Уже прошли митинги в Нижнем Новгороде и Тольятти. Профсоюз работников "АвтоВАЗа" "Единство" на прошедшей 6 августе акции протеста предупредил о возможности более активных выступлений в октябре, когда работники завода получат сокращенные зарплаты. Правда, Виктор Горенков считает, что социальную напряженность могут сгладить принимаемые областными правительствами меры. В  частности, он напоминает, что Самарская область выделяет миллиард рублей на организацию общественных работ для сотрудников "АвтоВАЗа". Кроме того, профсоюз завода направил письмо банкам об изменении условий кредитов (ипотечных, потребительских и прочее) для сотрудников волжского автогиганта. Нижегородский регион также обещал помочь с переобучением и поиском работы для уволенных сотрудников предприятий группы "ГАЗ".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter