Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Как будут "кошмарить" бизнес с 1 июля 2009 года?

Архив rb.ru
Марат

Марат

1 июля 2009 года планировалось вступление в законную силу Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», однако Государственная Дума РФ пошла на встречу "трудящимся" и перенесла эту дату на 1 мая 2009 года (однако для части статей все же установлен срок вступления - 1 июля).

Как будут "кошмарить" бизнес с 1 июля 2009 года?
Чем может помочь этот закон издерганному проверками обычному коммерсанту и грядет ли светлое будущее российского бизнеса? Разобравшись с текстом закона, попробуем ответить на эти непростые вопросы.  

А вы знали, что с августа 2001 года на территории РФ действует закон с практически таким же названием, за исключением упоминания в названии муниципального контроля? Полагаю, что таких было меньшинство, так как закон фактически не работал и больше был похож на декларацию прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку в нем отсутствовал четко прописанный механизм проверок. Причем права тех, кого призван защищать этот закон, размещены в самом конце документа. В новом законе права проверяемых «возвысились» до предпоследней главы. Становится немного обидно за наш средний и мелкий бизнес и сразу понятно отношение государства к своим гражданам. Намного честнее было бы назвать закон, например, «О порядке осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и всем сразу было бы все ясно - тогда и про права никто бы не вспоминал.

Исключения из закона

Нормы Закона не распространяются на действия госорганов при:

• проведении оперативно-розыскных мероприятий, 
• производстве дознания, 
• проведении предварительного следствия, 
• осуществлении прокурорского надзора и правосудия, 
• проведении административного расследования, 
• осуществлении финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, 
• осуществлении налогового контроля, 
• осуществлении валютного контроля, 
• осуществлении контроля на финансовых рынках, 
• осуществлении банковского надзора, 
• расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, 
• расследовании причин инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений,
• расследовании несчастных случаев на производстве, 
• осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ.

Более детально с изъятиями из Закона можно ознакомиться в ст. 1 Закона. О чем говорит вышеприведенный перечень? Он говорит о том, что кричать «ура» и бросать вверх чепчики преждевременно: «святой» квартет – милиция, СЭС (Роспотребнадзор), налоговая и пожарные - могут и дальше приходить в любое удобное им время, наплевав на какой-то там закон, защищающий какие-то там права, каких-то дойных… ой, простите, предпринимателей. Для этого достаточно сфабриковать дело об административном правонарушении и действовать в рамках КоАП РФ, без этих сюсюканий с предпринимателями, когда необходимо заранее уведомлять о проверке, спрашивать разрешения у прокуратуры и так далее.

Приятные новости для предпринимателей

Правда, не для всех. Итак, с 1 мая 2009 года вводится уведомительный порядок работы для следующих видов предпринимательской деятельности (ч. 2 ст. 8 Закона):

• гостиничный бизнес и сдача внаем жилья;
• предоставление бытовых услуг;
• общепит;
• розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с законодательством, например, алкогольная продукция);
• оптовая торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с законодательством, например, алкогольная продукция);
• услуги такси, то есть услуги по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц и ИП);
• грузоперевозки тоннажем свыше двух тонн пятисот килограммов (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
• производство текстильных материалов, швейных изделий;
• производство одежды;
• производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви;
• обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели;
• издательская и полиграфическая деятельность;
• деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в целях защиты государственной тайны).

Конкретных сроков для уведомления ч. 6 ст. 8 Закона не предоставляет, оговаривая необходимость такого уведомления до начала фактического выполнения работ (оказания услуг).

С момента вступления Закона в силу не допускаются требования чиновников о необходимости получений разрешений, заключений и т.д. на вышеуказанные виды деятельности (ч. 3 ст. 8 Закона). Это значит, что теперь нет необходимости, например, получать разрешение управы (районной администрации и т.д.) на открытие торговой точки и согласовывать  режим ее работы.

Порядок организации проверок

Проверка может проводиться только на основании письменного распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного или муниципального контроля и только должностным лицом, прямо указанном в этом распоряжении. В соответствии со ст. 14 Закона распоряжение должно содержать следующие обязательные сведения:

• наименование контролирующего органа;
• ФИО должностных лиц, проводящих проверку;
• наименование юридического лица или ФИО ИП;
• цели, задачи, предмет и сроки проверки;
• правовые основы проверки;
• сроки проведения и перечень мероприятий по контролю;
• перечень административных регламентов проведений мероприятий по контролю;
• перечень документов, которые проверяемому необходимо будет представить при проверке;
• дата начала и окончания проведения проверки. 

Копия распоряжения, заверенная печатью, вручается под роспись уполномоченному представителю юридического лица или ИП. При этом по желанию уполномоченного представителя контролеры обязаны ознакомить его с административными регламентами проведения мероприятий по контролю. Время ознакомления не регламентировано, что дает возможность подчистить «хвосты», тем бизнесменам, у кого не все в порядке с документацией.  

Основные обязанности чиновников при проведении плановых проверок

Плановая проверка проводится не более одного раза в три года. И проводится либо в форме документарной (камеральной, как сказали бы налоговики), либо выездной проверки. Об этом проверяющий орган обязан уведомить проверяемого «не позднее чем в течение трех рабочих дней» (ч. 12 ст. 9 Закона). Формулировка - более чем спорная с точки зрения русского языка, зато умышленно «забытый» предлог «за» позволяет чиновникам с чистой совестью вручать уведомление о проведении проверки непосредственно перед ее проведением, не нарушая при этом закона.

При документарной проверке (ст. 11 Закона):

Проверяются сведения, содержащиеся в документах юридического лица или ИП – это могут быть регистрационные документы, договоры, контракты, деловая переписка и т.д. В случае сомнений в достоверности представленной информации, контролирующий орган вправе по запросу потребовать у проверяемого предоставить дополнительные документы, который обязан предоставить их в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса. Документы подаются в виде копий, заверенных печатью организации, при этом требовать нотариальное заверение копий контролерам запрещено, также как запрещено требовать документы не относящиеся к предмету проверки! При обнаружении неточностей или ошибок уполномоченный представитель юридического лица или ИП вправе предоставить свои пояснения по данному факту. Если пояснения не удовлетворят проверяющего, то он вправе провести выездную проверку.

При выездной проверке (ст. 12 Закона):  

Ставятся практически те же цели и задачи, что и при документарной проверке, только проводится непосредственно по месту нахождения или месту фактического осуществления деятельности юридического лица /ИП. 

Основные обязанности чиновников при проведении внеплановых проверок

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

• истечение срока исполнения юридическим лицом/ ИП ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
• поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• о нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Анонимные сообщения не могут являться основания для проведения внеплановых проверок. Поэтому, если при проведении такой проверки контролеры ссылаются на «постоянные жалобы» граждан, необходимо требовать ознакомления с этими жалобами. 

Внеплановые проверки документарной и выездной форме. Порядок их проведения во многом аналогичен порядку проведения плановых проверок, но все же есть свои нюансы. Проведение внеплановой выездной проверки с 1 июля необходимо будет согласовывать с прокуратурой, которая в течение суток дает свое согласие, либо отказывает в нем. Уведомление юридического лица или ИП о предстоящей выездной проверке производится не менее чем за сутки до проверки. Если речь идет о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, уведомление юридических лиц и ИП о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется. Также как не требуется в этом случае и согласия прокуратуры, достаточно будет уведомить о состоявшейся проверке в течение суток.

Сроки проведения проверок

В соответствии со ст. 13 Закона срок документарной и выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней каждая. В исключительных случаях, когда необходимо время для проведения экспертиз, исследований и других затратных по времени мероприятий, срок проверок может быть увеличен до 20 рабочих дней. Таким образом, если объект проверки сильно разозлил проверяющих, то вместо одного месяца, его будут проверять два. И помните, наше государство очень любит российский бизнес… 

Для субъекта малого предпринимательства общий срок плановой выездной проверки не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год.

Напомним, что в соответствии со ст. 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» малым предприятием считается, организация, численность работников которой составляет не более 100 человек, а годовая выручка без учета НДС – 400 млн. рублей. Для микропредприятия эти цифры составляют, соответственно, 15 человек и 60 млн. рублей.

Результат проверки

По результатам проверки представитель контролирующего органа составляет акт, в котором отражаются полученные в ходе проверки сведения. При наличии нарушений со стороны юридического лица или ИП выносится предписание о необходимости и сроке их устранения. Что не мешает заинтересованному лицу обжаловать все действия проверяющих в установленном законом порядке.


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что такое камеральная налоговая проверка?
  2. 2 Что делать во время проверок, чтобы сохранить нервы и бизнес — 5 правил
  3. 3 Налоговая вызывает директора и бухгалтера компании на «разговор»: что необходимо знать