Архив rb.ru

Как и во что инвестировать в кризис, чтобы остаться в выигрыше?

Архив rb.ru

Каждый кризис работает по-разному и по-разному влияет на различные сегменты бизнеса.

Как и во что инвестировать в кризис, чтобы остаться в выигрыше?
Присоединиться

Каждый кризис работает по-разному и по-разному влияет на различные сегменты бизнеса. Поэтому перед тем как взять на себя ответственность за рекомендации частным инвесторам, было бы правильно оттолкнуться от анализа симптомов... или как говорят доктора: "Сначала диагноз, потом лечение". Олег Иванов, основатель компаний Innovate и проектов по поддержке малого и среднего бизнеса InvestBazar и "Бизнес Лифт", рассказал в своей колонке для RB.ru, стоит ли инвесторам вкладываться в малый бизнес в период кризиса, у каких компаний больше шансов "остаться на плаву" и на что стоит обратить особое внимание.

 

 Фото: Fotoimedia
 

"На спадающей волне первыми "замерзают" инвестиции и прочие денежные накопления населения - все запасаются резервами на неопределенно длинный период невзгод. Затем начинает рушиться потребление - идет все более и более нарастающая волна отказов от некритичных для жизни товаров и услуг. И так спираль идет вниз до момента, пока крен не пойдет в другую сторону - сторону роста.

 

Если говорить о классическом малом и среднем бизнесе, то более 85% в РФ - это компании, которые занимаются торговлей и услугами. В этих секторах самая опасная "слепая" зона - это так называемый оборотный капитал. И типичная причина развала подавляющего большинства компаний малого бизнеса происходит лишь потому, что никто не меряет и не управляет показателями оборотного капитала - его размером, скоростью оборачиваемости, его стоимостью и доходностью.
 

Приведу пример. Стабильная производственная компания, где основные клиенты такие гиганты, как "Мортон" и ДСК-1, росла, несмотря на кризис. Но вот без объявления войны основные клиенты взяли и увеличили отсрочки платежей с 20 дней до 45. Вроде бы ничего особенного. Но в один день это событие создало дыру в бюджете компании в размере практически 20 млн рублей. Другими словами, чтобы поддерживать тот же объем производства, продаж, тот же размер расходов на коллектив, компании в один день потребовалось в два раза больше денег, так как цикл от затрат на закупку и производства до получения денег от клиента увеличился с 20 дней до полутора месяцев (45 дней). И теперь, если эти деньги не найти быстро, компании придется сокращать производство, а с ним и львиную долю персонала.

 

При этом проектам с импортной составляющей, которых в нашей стране более 70%, еще тяжелее, так как из-за постоянного колебания курса валют и ценового давления конкурентов, приходится ужиматься в своих заработках или совсем закрывать некоторые направления. Модное слово "импортозамещение" не вызывает, к сожалению, ничего кроме улыбки, у реально действующих предпринимателей, так как любой понимает, что наш мир слишком глобализован и переплетен, чтобы иметь возможность поставить очередной барьер и разделить все на "наше" и "не наше". Поэтому извечное гармоничное сотрудничество международных технологий/опыта/знаний с локальным знанием нюансов отрасли и рынка всегда приводят к более прорывным решениям.

 

Если же попробовать что-то порекомендовать, как предпринимателям, так и инвесторам на территории малого бизнеса, то, во-первых, это совет не начинать ничего нового в этот период. В России более 5,6 млн действующих зарегистрированных субъектов малого бизнеса, среди которых сейчас много "уставших", балансирующих на грани, но в целом хороших проектов. Придите к ним с предложением финансировать их "оборотку" - и вы получите слаженную, благодарную команду, замотивированную доказать, что вы не зря в них поверили. Если вы предприниматель и у вас нет свободных инвестиционных денег, ищите такие же проекты, которые вы сможете поддержать вашей инфраструктурой - клиентами, поставщиками, своей командой и прочими территориями для синергии. Так появляются очень сильные холдинговые структуры.

 

Во-вторых, любые деньги вкладывайте только в то, что уже в этом месяце моментально увеличит выручку и прибыль. Все долгосрочные проекты, как бы печально это ни звучало, отодвигайте на второй план. Инвестпроекты, оборудование и тому подобное старайтесь финансировать только из доходов, полученных от увеличенной выручки.

 

В-третьих, выбирайте команды, у которых нет иного выхода, кроме как "победа". Стартаперы, которые только пробуют и болтаются в сомнениях "мое это или нет", вам явно не нужны, так как в конечном итоге стойкость каждого человека измеряется той преградой, на которой он выбирает сам сдаться. А команды, у которых "закрыты задние двери", всегда достигают победы".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»
  3. 3 SEO-продвижение малого бизнеса
  4. 4 «Базис» первым в России представил импортонезависимую экосистему решений для виртуализации ИТ-инфраструктуры
  5. 5 Импортозамещение, роботы и решения для здоровья: какие задачи решали сколковские стартапы в 2023 году