Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Как избежать конфликтов в творческих коллективах

Архив rb.ru
Анна Сафронова

Автор: RB.RU

Анна Сафронова

Руководители СМИ, коммуникационных и дизайнерских агентств поделились своим опытом управления

Как избежать конфликтов в творческих коллективах
Конфликты в творческих коллективах происходят нередко. Последний громкий скандал разразился в театре на Таганке - его отец-основатель Юрий Любимов заявил о намерении покинуть театр из-за разногласий с труппой. О том, в чем заключается сложность управления творческими коллективами, RB.ru рассказали руководители СМИ, пиар-агентств и дизайн-студий.

Поводом для разногласий артистов "Таганки" и режиссера стал финансовый вопрос. С 21 по 25 июня театр находился на гастролях в Градец-Кралове и Праге со спектаклем "Добрый человек из Сезуана". Перед репетицией актеры потребовали своего худрука выплатить гонорары, которые были переданы руководству театра организаторами выступлений.

По возвращении в Москву Любимов заявил, что принял решение уйти из театра, и подчеркнул, что не хочет больше работать с этим коллективом. Все произошедшее в Чехии он назвал бунтом, заявил, что труппа выставляет себя заграницей не в лучшем свете и попросту не хочет играть.

В конфликт уже вмешался министр культуры РФ Александр Авдеев. Он выразил надежду на то, что актеры и режиссер смогут разрешить конфликтную ситуацию и Любимов не покинет театра. Однако он напомнил, что театр подчиняется московскому департаменту культуры, так что министерство не в силах повлиять на ход событий.

Сами актеры заявляют, что не хотят, чтобы Любимов уходил с поста худрука, но настаивают на том, чтобы он покинул пост директора. По словам артистов, они уже сталкивались с тем, что руководство театра на Таганке в лице Юрия Любимова и его супруги Каталин не выплачивало им гонорары за гастроли. Кроме того, вернувшись из Чехии, один из актеров театра Сергей Трифонов, участвовавший в инциденте, выложил в блоге сделанную там аудиозапись, на которой слышно, как режиссер называет актеров хамлом и призывает их замолчать.



Кому руководить

RB.ru решил опросить рекрутеров и руководителей, чтобы выяснить, почему в творческих коллективах нередко происходят конфликты и как нужно управлять ими, чтобы избежать кризисной ситуации.

"Творческие люди -  не самые простые "кадры", это правда. С одной стороны, эти ребята, безусловно, креативны и талантливы, но с другой - ранимы без меры. Да и "масштаб Я" у творческой личности порой "зашкаливает", а потому конфликты случаются нередко", - говорит Екатерина Великина, главный редактор журнала Mamas&Papas;.

"Творческим коллективом управлять сложно. Если руководитель не умеет этого делать - бизнес могут ожидать большие проблемы ", - считает Элла Михайлова, ведущий консультант  рекрутингового агентства Penny Lane Personnel. Особый индивидуальный подход к каждому сотруднику и свобода в рамках правил - основные принципы управления такой командой, считает она. По словам эксперта, руководитель должен быть по-настоящему талантлив в своей области, чтобы иметь авторитет для коллектива. "Формальные авторитеты для творческих сотрудников находятся вне зоны признания - такому руководителю коллектив не будет подчиняться и всегда будет подвергать сомнениям задачи, методы, стратегии. Они позволят руководить собой только заслужившим уважение личностям. Поэтому во многих творческих командах  функция управления разделена между главным руководителем (администратором) и творческим руководителем (главным редактором, режиссером, художественным руководителем)", - рассказывает RB.ru Элла Михайлова.

"Будет лучше, если управлять подобным коллективом станет человек трезвого склада ума - реалист-практик, но разбирающийся в творчестве и понимающий "порывы души" своего подчиненного. Цены не будет подобному коллективу! " - считает Заринэ Карапетян, руководитель HR проектов CITY Consulting Group.

Как не надо

"Наверняка можно утверждать, что худшее, что можно сделать в творческом коллективе - это ввести систему жестких регламентов и внутреннюю бюрократию. В то же время бывают моменты, когда неизбежно приходится напоминать о дисциплине, об ответственности в работе, и тут уже  не обойтись без жестких дедлайнов, т.к. творческие люди зачастую живут в собственных временных рамках ", - говорит RB.ru Лидия Шарохина, управляющий партнер консалтингового бюро "Профессиональная информация".

С тем, что в руководстве творческим коллективом не следует руководствоваться формальными принципами, сходятся все опрошенные RB.ru специалисты.

Элла Михайлова называет основные моменты для  эффективного извлечения потенциала творческих сотрудников: "Не следует контролировать работу творческого работника досконально. Безответственность и лень в реализации творческого задания практически исключены в отличие от  выполнения рутинной работы. Также не нужно злоупотреблять формальной отчетностью:  это уже будет демотивацией для творческого коллектива. И уж совершенно определенно - отрицательными стимулами (лишением премии, выговором, угрозой увольнения и т. п.) творческий процесс и коллектив не подстегнуть".

По словам Заринэ Карапетян, работодатели нередко позволяют творческим сотрудникам работать вне офиса. "Впрочем, какой путь выбрать - зависит от размера и задач бизнеса, - отмечает она. - Либо работодатель предлагает свои условия (жесткий график, дресс-код, отчетность по результатам работы), либо "уступает" и нацелен на результат (гибкий график, одежда на выбор и обязательно - реализация поставленных задач)".

В чем проблема

"Основная проблема в творческом коллективе - это сроки. Процесс творчества бесконечен, совершенству нет предела, но есть вполне ощутимые временные рамки. Их соблюдение и дисциплина - краеугольный камень, - подчеркивает Артем Митин, коммерческий директор агентства дизайна и коммуникаций SmartHeart. - Для решения нужен жесткий тайм-менеджмент, но приказы не котируются. Не получится, как на заводе давать, рявкая, указания. Творческое агентство - это семья, где все друг с другом на равных, потому что у всех одна цель - сделать круто для профессионального сообщества и эффективно для бизнеса заказчика".

По мнению Павла Сухова, шеф-редактора Vedomosti.ru, одна из основных сложностей в руководстве творческим коллективом заключается в том, что в его работе лишь небольшое число процедур возможно алгоритмизировать, поставить на поток. "И даже когда кажется, что это удалось, все равно влияние человеческого фактора остается большим. Не то чтобы люди были против, просто свободное творчество и алгоритмы в восприятии людей творческих профессий находятся на разных полюсах ", - считает Павел Сухов. Он подчеркивает, что, когда человека, который считает себя способным творить, заставляют изо дня в день ходить по одному и тому же "маршруту", у него возникает подсознательное сопротивление. "Неудивительно, что рост производительности труда в сфере творчества многократно отстает от индустриальной сферы", - заключает он.

Как надо

Система управления творческим коллективом и разрабатываться должна соответствующим образом, говорит Лидия Шарохина. По ее мнению, чтобы эффективно управлять "креативщиками", не повредят базовые знания в области психологии, понимание ролей в команде, осознание того, какую эмоциональную отдачу человек хотел бы получать от своей работы, и умение создать условия, при которых это возможно. "Лучший способ управления творческими людьми - это умение зажигать коллектив творческими идеями, доверять и предоставлять поле для  возможности действовать самостоятельно и независимо, минимально вмешиваясь в процесс, спрашивать результаты работы ", - делает вывод Лидия Шарохина.

В отличие от большинства компаний, где главной мотивацией являются деньги, для творческих сотрудников важнее самореализация, уверен Артем Митин. "Они особенно ранимые. С ними нужно аккуратно разговаривать, постоянно мотивировать и подбадривать ", - добавляет он.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Профессия иллюстратор: чем занимается и какие навыки необходимы?
  2. 2 Штатное расписание: как правильно составить и вести
  3. 3 Согласие на обработку персональных данных сотрудника: полный гайд
  4. 4 Наём сотрудника равен 2,5 его зарплаты
  5. 5 Реорганизация юридического лица