Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Как обуздать свои эмоции

Архив rb.ru
Ирина

Ирина

Чтобы принимать верные решения

Как обуздать свои эмоции

Первая эмоциональная реакция на новую ситуацию важна не меньше, чем первое впечатление при знакомстве с новым человеком. Нужно только научиться ее распознавать, контролировать и использовать для общего блага и собственной карьеры.

Чего от нас ждут

Еще в 2002 году в Университете Миссури, США было проведено исследование, целью которого было определить, какое проявление эмоций на работе считают приемлемым сами сотрудники.

В результате опроса, в котором приняли участие люди, работающие в самых разных сферах, выяснилось, что нежелательным считается выражение сильных эмоций любого рода: и отрицательных, и положительных. Причем респонденты считали, что отрицательные эмоции на работе нужно скрывать, чтобы поддержать то, что они назвали «профессионализмом». Положительные же эмоции выражать можно, - но сдержанно. Например, не стоит проявлять бурную радость, получив премию или повышение по службе.
Как отметил один из исследователей, подобные ожидания распространялись не только на тех, кто по работе связан с общением с клиентами, но и на тех, кто взаимодействует исключительно с коллегами и начальством.

Контролируемая реакция 

Чтобы контролировать эмоциональные реакции и не принимать решений, о которых потом приходится жалеть, нужно научиться прислушиваться к себе, стараясь понять суть своих эмоций, разобраться, какое чувство вы испытываете в определенной ситуации, и почему (о том, что может помешать ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях - в доп. материале).

Как пишут специалисты в области эмоционального интеллекта, знание собственных эмоций дает возможность выбрать, каким образом на них реагировать.

Билл Бартман - американский бизнесмен и эксперт в вопросах предпринимательства, выработал собственный подход, а подвиг его к этому случай из собственной практики. Столкнувшись с тем, что некоторые его сотрудники подтасовывают факты, Бартман пришел в бешенство и наорал на коллектив, не стесняясь в выражениях. Считая, что был прав, объясняя подобным образом, что жульничать недопустимо, он признается, что под горячую руку попались и ни в чем не повинные сотрудники, которых такое поведение босса шокировало. Чтобы подобное больше не повторялось, а также в назидание себе и другим, он предлагает использовать следующую схему:

Изучайте свои реакции. Некоторые их них будут знакомы и понятны, а для того, чтобы разобраться с другими потребуется время. Умение распознавать эмоции поможет вам понять, как часто вы их испытываете, и насколько они точны.

Контролируйте свою реакцию. Научившись распознавать свои эмоции, обратите внимание на то, как вы реагируете на новую информацию, и научитесь сдерживаться. Сам Бартман рассказывает, что раньше, когда ему говорили, что какая-то задача не может быть выполнена, он воспринимал это как вызов, и немедленно стремился доказать, что собеседник заблуждается. Однако со временем он, по собственному признанию, научился делать паузу, чтобы подумать, действительно ли выполнение физически возможно. И даже если задача была ему по силам, научился воздерживаться от ненужных сеансов самоутверждения (Техника преобразования негативных чувств в позитивные действия – в доп. материале).

Не торопитесь высказываться. Если вы быстро отвечаете, то, скорее всего, говорите, не подумав и не разобравшись в сути дела. А нужно не только задуматься над проблемой, но и стараться быть последовательным. Так что лучше взять минуту на размышление, прежде чем сообщить всему миру свое мнение.

Избегайте шаблонных решений. Джером Групман, профессор медицинского факультета Гарварда, в книге «Как думают врачи» рассказывает, что многие опытные доктора ошибаются с диагнозом, потому что они уже видели подобные симптомы, им известны последствия, да и время поджимает. Часто так поступают и опытные бизнесмены. Так что, если вы столкнулись со сложной проблемой, не торопитесь, подумайте дважды, насколько применимо для нынешнего случая, решение, которое вы использовали год назад.

«Изменить способ реагирования непросто, - пишет Билл Бартман, - но, если вы позволите себе остановиться на мгновение, отследить и оценить свою реакцию, то вам будет проще принять обоснованное решение».

По материалам: Мentalhealth.about.com и Entrepreneur.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter