Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Как оформить право собственности на квартиру? Советы "тайного покупателя"

Архив rb.ru

Необходимость обратиться в Росреестр может возникнуть у каждого из нас.

Как оформить право собственности на квартиру? Советы "тайного покупателя"
Оформлять документы самому или обращаться к посреднику? Подавляющее большинство думает, что это слишком сложно, поэтому доверяет данный процесс представителю. Стоимость услуги может варьироваться: например, я столкнулась с ценниками и в 35 000, и в 90 000 рублей. Прикинув свои фактические расходы, решила ходить по инстанциям сама.


Фото: РИА Новости

Мне необходимо было оформить право собственности на квартиру в новостройке (договор долевого участия в строительстве), которая находится в ипотеке (и мой ипотечный договор уже прошел государственную регистрацию).

Подруга посоветовала мне записаться на прием в Росреестр по телефону, т.к. предварительная запись экономит время, тем более что мне надо было обращаться в отделение по Одинцовскому району (Московская область). Для этого я позвонила на Горячую линию Росреестра (8 800 100 34 34), указанную на сайте https://rosreestr.ru/wps/portal/ , и специалист проконсультировала меня по вопросу документов. Оказалось, что если бы не было ипотеки, то для приема в Росреестре мне понадобились бы только ДДУ, акт сдачи-приёмки, квитанция об оплате пошлины и заявление. Но поскольку речь идет об ипотечной квартире, необходимо было оформить закладную, а также получить ряд технических документов.

Закладной занимается банк, оформивший ипотеку, через некую нотариальную контору. Специалист ВТБ 24 быстро отреагировал на мой запрос и выслал подробную инструкцию по дальнейшим действиям. Для оформления закладной необходимо произвести оценку квартиры через одну из аккредитованных у данного банка оценочных компаний. Для этого нужно было получить в строительной компании технический паспорт (экспликацию и поэтажный план), кадастровый паспорт получать необязательно. С этим сложностей не возникло: позвонив накануне и заказав нужную мне документацию, я подъехала в начале следующего рабочего дня в офис строительной компании, и в течение буквально трех минут ее получила.

Созвонилась с оценочной компанией и договорилась об оценке: отправила сканы всех необходимых документов и онлайн оплатила стоимость услуг – 5 000 рублей. Мне позвонили на следующий день, чтобы оговорить время приезда оценщика в мою квартиру в новостройке.

Через пару дней оценка была готова. К сожалению, забрать ее самой у меня не получалось, поэтому я договорилась, что за бумагами подъедет муж. И тут произошёл казус: муж посмотрел лишь начало документа, когда же оценка (уже дома) попала в мои руки, оказалось, что вторая часть – с копиями всех документов о квартире (договор, технический паспорт и проч.) – относилась к чужой собственности. Пришлось снова ехать в оценочную компанию и забирать исправленный документ.

Готовый пакет документов я отвезла в банк. За закладной же надо было ехать уже в определенную нотариальную контору (нотариальные расходы: составление закладной - 2000 рублей, заверение закладной – 700 рублей. (если единоличная собственность), 1400 рублей (если совместная собственность)). На подготовку данного документа требуется 5-7 рабочих дней. Оговорюсь, что я закладную заверять не стала, поскольку выяснила, что Росреестр примет ее и в незаверенном виде.

Итак, весь пакет документов был готов, и я снова позвонила в Росреестр, чтобы на этот раз записаться на прием. Почему-то данной услугой пользуются не так часто, хотя это очень удобно: ты приезжаешь в определенное время и практически гарантированно попадаешь на прием. Я объяснила оператору цель обращения, попросила еще раз продиктовать мне перечень необходимых документов и записать на прием. Случился еще один казус: несмотря на то, что оператор была вежлива и, по впечатлению, профессиональна, она продиктовала мне далеко не полный перечень документов и записала меня не к тому специалисту. Здесь надо остановиться подробнее. Меня записали в отдел по территориальной принадлежности квартиры, т.е. отдел по Одинцовскому району. Однако по факту оказалось, что этот отдел не занимается ипотечными квартирами (для которых установлен короткий срок оформления), и с моим вопросом надо было записываться в отдел по городу Одинцово. Звонящий не может знать таких нюансов, а у оператора, судя по всему, такой информации просто нет, что является явным упущением всей системы предварительной записи.

По поводу неполного перечня документов: я, как человек прозорливый, взяла с собой все, что было возможно, однако не со всех бумаг сняла копии. Это можно будет сделать и в здании Росреестра, но заплатив 10 рублей за одну страницу. Итак, если квартира куплена в браке, то на приеме в Росреестре вам понадобятся оригиналы и копии следующих документов: ДДУ, кредитный договор, закладная, технический паспорт (экспликация и поэтажный план), свидетельство о браке, нотариально удостоверенное согласие супруга, акт сдачи-приёмки, заявление и квитанция об оплате гос. пошлины (1 000 рублей). Квитанцию можно скачать с сайта Росреестра, при ее заполнении вам понадобится СНИЛС (номер вашего пенсионного страхования) и ОКАТО (территориального отдела Росреестра). Последний можно найти через интернет и уточнить по телефону Горячей линии. Также на сайте нужно скачать электронное заявление в Росреестр. С его заполнением у меня возникли проблемы, поэтому я просто сохранила электронную версию на флешке и взяла ее с собой. Кстати, в заявлении есть графа, в которой указывается кадастровый номер объекта, в моем случае – квартиры. Требовать его у меня не имели права; я его не знала и указывать не стала. Кадастровый номер обозначен в свидетельстве о собственности, которое, собственно, и является предметом обращения.

Но вернемся к ситуации, когда меня записали не к тому специалисту. Тут все упирается в человеческий фактор: если вам попадётся добрый и отзывчивый сотрудник, он вам поможет, если – нет, то вы "в пролете". Мне повезло, и "не тот" сотрудник Росреестра все-таки принял мои документы и сам заполнил мое заявление (решающую роль сыграло то, что я и есть собственник квартиры, а не представитель: он меня просто пожалел). Если бы он отказался меня принять, то меня ждала общая очередь: это означало, что документы в тот день я бы не сдала, т.к. по факту на одного человека уходит в среднем 30-45 минут. За сданные документы мне выдали две расписки (советую вам даже после получения свидетельства о собственности их не выкидывать: возможно, их еще надо будет предъявлять в другие инстанции) и через неделю я уже получила свидетельство о собственности. Для его получения я также предварительно записалась по телефону (так получилось, что на среду). Кстати, имейте ввиду, что среда – единственный день, когда в Росреестре принимают только по предварительной записи, и мне было тяжело наблюдать за людьми, которым приходилось разворачиваться и уезжать не с чем, потому что они рассчитывали на "живую" очередь.

Я не пожалела, что сама все сделала, а не стала обращаться к посреднику. Все оказалось не так уж и сложно. Я считаю, что для ипотечника, у которого каждого копейка на счету, это серьезная экономия. Это было не так сложно даже работающего человека. Берегите свое время и грамотно пользуйтесь теми возможностями, которые предлагаются нашими госструктурами.

 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Цифровая осада»: как формируются угрозы для умных жилых комплексов
  2. 2 «Купить себе работу»: почему инвестиции в недвижимость — это не всегда источник пассивного дохода
  3. 3 Ограничения ЦБ по ипотеке с 1 марта: как обеспечить себе «да» от банка
  4. 4 Ограничения ЦБ по ипотеке с 1 марта: кому будет труднее получить кредит
  5. 5 Бизнес в Южной Африке