Архив rb.ru

Как определить, что в компании готовятся к кризису, и что делать?

Архив rb.ru
Екатерина

Екатерина

Рекрутеры и консультанты по управлению объяснили, как быть, если вас хотят сократить

Как определить, что в компании готовятся к кризису, и что делать?
Присоединиться

Эксперты прогнозируют полномасштабный кризис в экономике со всеми вытекающими: сокращениями персонала и зарплат. Как диагностировать, что в вашей компании уже начали к нему готовиться и что делать,  объяснила в своем вчерашнем посте в Facebook основательница рекрутингового агентства PRUFFI Алена Владимирская. Напомним, на прошлой неделе свою версию действий в кризис для медиа-менеджеров представил Роман Тышковский, управляющий партнер Odgers Berndtson.


Владимирская выделила четыре альтернативных пути действий сотрудников, правильно идентифицировавших кризисное явление: устроиться в прогосударственный сектор, пойти учиться, начать собственное дело либо уйти в декрет.

 

Марина Вишнякова, управляющий партнер PM Team, объясняет, что о кризисе в компании можно говорить, если:

 

а) происходят частые кассовые разрывы, не покрывающиеся за месяц;

 

б) идет поиск варяга, "белого рыцаря", спасителя, который придет извне и руками починит управленческий бардак;

 

в) никто не знает целей хотя бы на год, даже финансовых;

 

г) никто не знает конкурентных преимуществ (то есть, почему продукт покупают и почему именно у этой компании) и не может четко назвать продукт компании;

 

 д) компания работает от одной генеральской встряски до другой, а при отпуске первого лица либо замирает, либо первое лицо не может себе и своим заместителям позволить отпуск годами.

Кризис в компании для конкретного сотрудника можно распознать по следующим знакам:

 

 1) его перестают цитировать позитивно или вообще;

 

2) его начинают цитировать негативно – “из серии, ну вот щас Иван Иваныч снова начнет нудеть про учет!”;

 

3) с ним перестают вежливо и открыто здороваться девушки на ресепшн и уборщицы;

 

4) на его письма руководству ответ либо не приходит вовсе, либо на каждое десятое-сотое письмо;

 

5) ему кажется, что все хорошо, но просто немного скучновато

 

Еще важно, по словам Вишянковой, то насколько участок деятельности сотрудника вписан в регулярный документооборот компании: “Если не вписан, то этот человек вылетит первым (если это какая-то там "группа развития", "креативная команда" и пр.)”, - полагает она.

 

Татьяна Баскина, заместитель генерального директора по работе с профессиональным сообществом кадрового холдинга АНКОР, говорит, что если в компании задумались о сокращении издержек, об этом может свидетельствовать более  пристальное внимание руководителей к результатам работы, оценке и аттестации сотрудников, оптимизация операционных расходов (пересмотр политики командировочных расходов и закупок, корпоративных и внешних мероприятий и др.). Однако, по мнению рекрутера, эти признаки легко перепутать с процессами оптимизации и мерами по повышению эффективности, которые могут проводиться и на растущем рынке. Ведь главная задача бизнеса - повышение эффективности и прибыли.

 

“Например, акционеры могут оценить отдельный проект или направление деятельности компании как неперспективное и закрыть его. В то время как компания в целом прибыльна, и в ней запускается новый проект и нанимаются люди”, - отмечает Баскина. Собеседница RB.ru приводит пример с территориально распределенными компаниями, где часто бывало так, что когда  в одном регионе закрывали предприятие, но при этом компания остро нуждалась в квалифицированных кадрах в другом регионе и сокращаемым сотрудникам предлагали работу и оплачивали релокацию.


Что делать, если вы поняли, что вас сократят?


“Оптимизация в компании вовсе не означает, что конкретного сотрудника сократят”, - полагает Баскина.  Она поясняет на примере прошлых кризисов, что многие руководители  смогли привлечь замечательных сотрудников и гордятся тем, что сберегли самые ценные кадры.

 

“Но если вы занимаетесь продажами и сами видите, что который месяц не выполняете план - закономерно задуматься о том, что тому причиной, и должны ли в компании сохранять такого работника. Если все же дело дошло непосредственно до сокращения, то самая мудрая позиция - это обсудить вместе с представителем компании или своим руководителем дальнейшие шаги и прийти к взаимоприемлемым договоренностям” – советует хедхантер.

 

По ее наблюдениям, сейчас все больше работодателей осознали важность сохранения своего позитивного имиджа в глазах тех сотрудников, с которыми приходится расстаться, и нанимают внешних консультантов для проведения программ аутплейсмента. “Участники таких программ получают профессиональную помощь в дальнейшем развитии карьеры и поиске новой работы, а зачастую открывают для себя новые возможности, о которых раньше и не задумывались. Был случай, когда кандидатка решила поменять блестящую юридическую карьеру на собственный бизнес по организации корпоративных праздников”, - вспоминает Баскина.

 

План Б


Баскина полагает, что кризис зачастую "назначают" СМИ, однако и сам сотрудник может понять, что есть о чем задуматься, если честно оценит свою загрузку и выполнение поставленных целей. Не только самому сотруднику очевидно, когда  не всегда есть чем заняться, но если кто-то хронически не выполняет планы - нужен ли этот человек компании?

 

“У меня был занятный опыт в 2008 году, когда пришлось сокращать неэффективных сотрудников, выполнявших клиентские проекты, и их ассистентов. Я предположила, что со специалистами, отвечающими за выполнение финансовых показателей и не выполняющих их, беседовать будет не так уж и сложно - они же сами прекрасно видят, что не зарабатывают. А вот с ассистентами ожидала сложностей - им нельзя было вменить невыполнение планов, это не их ответственность. А получилось все наоборот. Некоторые неэффективные клиентщики начали обвинять в невыполнении планов всех, кого угодно, кроме себя любимых: руководителя, компанию, коллег, тех же ассистентов! Им вроде как не обеспечили всех необходимых условий, чтобы планы выполнить. А ассистенты, многие из которых были студентами и проживали с родителями, в большинстве своем легко восприняли новость о сокращении, а кто-то даже обрадовался - наконец-то удастся нормально подготовиться к экзаменам, пойти на языковые курсы, побегать по театрам и музеям и просто отдохнуть.  Некоторые из них к нам вернулись с новыми силами, как только ситуация в экономике начала налаживаться”, - говорит рекрутер.

 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»
  3. 3 Алена Владимирская — о том, как выбрать между карьерой и личной жизнью
  4. 4 Алёна Владимирская рассказала, как изменится рынок труда в скором будущем
  5. 5 Что делать, если вас сокращают? Памятка для сотрудников