Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Как поймать босса на лжи – "фильтруйте базар"

Архив rb.ru
Ирина

Ирина

Результаты исследования Стэнфордской школы бизнеса

Как поймать босса на лжи – "фильтруйте базар"

Умение определять, когда начальство пытается втереть вам очки, или, попросту говоря, врет, весьма полезно. Как показали результаты недавнего исследования, босса для этого даже не обязательно видеть - достаточно прислушаться к тому, что он говорит.

Обманутые инвесторы 

То, что начальникам врать проще - научно подтвержденный факт (подробнее - в доп. материале). Но вот делать это совершенно незаметно, к счастью, научиться не так-то просто - уж слишком много факторов нужно контролировать. Например, речь.

О результатах довольно интересного исследования поведал на прошлой неделе журнал The Economist. Дэвид Ларкер и Анастасия Заколюкина из Стэнфордской школы бизнеса проанализировали стенограммы 30 000 телефонных конференций с участием американских генеральных и финансовых директоров за период с 2003 по 2007 год.

По данным психологов, говоря правду и привирая, люди разговаривают по-разному. Вот Ларкер с Заколюкиной и решили проследить, какие слова выбирал каждый из боссов и как их произносил, в частности, когда обсуждались прибыли компаний, которые впоследствии были «существенно пересмотрены».

Свидетельства обмана 

В речи боссов, которые стремились ввести собеседников в заблуждение, исследователи отметили следующие общие черты:

 - Они чаще обращались к общеизвестным фактам, употребляя выражения вроде «как вы знаете», и реже упоминали о стоимости акций (возможно, чтобы минимизировать риск обращения в суд, предполагают авторы).

 - Для выражения положительной оценки или эмоции они часто прибегают к преувеличению. Например, вместо слова «хороший» говорят «фантастический». Задача - «выглядеть более убедительным».

 - Стремятся не использовать первое лицо («я»), предпочитая ему третье.

 - В их речи реже можно встретить разнообразное заполняющие паузы хмыканье и эканье.

 - Они чаще используют бранные слова. The Economist в качестве примера приводит босса Enron Джеффа Скиллинга, который обозвал усомнившегося в радужных финансовых перспективах компании инвестора кретином (asshole).

Перспективы применения

Очевидно, что полученные результаты (отчет - в доп. материалах), могут пригодиться инвесторам, в качестве дополнительной информации к размышлению. Хотя их вряд ли удастся долго использовать - наверняка найдется множество желающих подзаработать на том, чтобы научить боссов врать без лишних восторгов и брани.

Могут ли использовать данные исследования внимательные подчиненные - неясно, но это еще одна причина внимательнее прислушиваться ко всему, что изрекает начальство.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Лекарства вошли в топ-5 популярных трат современной молодежи
  2. 2 Люди продолжат уходить, если не внедрить эти пять принципов в HR-политику
  3. 3 «Robotник» копирайтера: какие задачи можно доверить ChatGPT, а что лучше сделать самому
  4. 4 Компания исследовала 2500 человек, чтобы изучить выгорание — и вот ее выводы
  5. 5 Медцентры теряют 30% обращений — почему так происходит и как с этим работать