Екатерина

Как журналисту прокормиться в кризис: забавные советы от представителей медиасферы


Не секрет, что журналисты - не самые высокооплачиваемые сотрудники. Я, например, главный делегат от нашей редакции, если где-то кормят блинами с икрой. А наша любимая выпускающий редактор Ксения Герасимова организовала специальный проект про корпоративные кафетерии и объехала несколько компаний, которые предоставляют сотрудникам бесплатное питание. Ксения, конечно, говорила, что она испытывает жесточайшие нравственные страдания (потому что на диете), но кто ей поверит? В общем, крутимся, как можем.  Смех смехом, но в нынешнее трудное время мы решили, что вопрос с пропитанием для журналистов как никогда злободневен, и поэтому выпускаем шутливый (впрочем, местами и не слишком) мануал по выживанию!

Фото: Fotoimedia

 

1.  Не пренебрегайте "прессухами"


"В 95-м я только приобщился к прекрасному миру журналистики. Денег было мало - достаточно сказать, что редакционная буфетчица уволилась, потому что ее разорили обеды, отпускаемые в долг. И я стал радостно планировать мероприятия на каждый день - иногда удавалось не только позавтракать, но и пообедать.
Для российского бизнеса это были времена радости первого богатства, и любая пресс-конференция превращалась в какое-то лукуллово безобразие с ведрами икры и кабанами целиком. Иностранцы подстраивались к российским нормам и тоже старались "не ударить в грязь лицом". Таскали с таких пирушек тоже разное. Помню, мальчик-ангелочек Кирюша, у которого не было денег даже на проезд, добрых десять кварталов, спотыкаясь, шел до редакции с бокалом 25-летнего коньяка в одной руке и открытой бутылкой в другой.

 
Не всегда имея деньги на обед, я очень скоро изучил кухню лучших отелей и ресторанов Питера. Безусловно, лучшим с этой точки зрения я считал отель "Европа" - там готовили не просто дорого, а именно вкусно, как-то душевно", - вспоминает сотрудник газеты "Ведомости".
 
Самое сильное впечатление журналиста тоже связано с "Европой": "Однажды там устраивала презентацию какая-то скандинавская фирма - если не путаю, Ericsson представлял телефон T28. Ожидания по поводу фуршета были соответствующие: мало кто рассчитывал в этот день добраться до редакции живым.
 
По окончании официальной части руководитель компании пригласил всех "ради хорошего знакомства выпить по чашке чаю или кофе в ресторане отеля", что вызвало у всех иронические смешки - мы-то знали, что означает этот "чай". На столах нас встретили самовары, выпечка и отличное брусничное варенье. И все. Наверное, это было самое сильное впечатление подобного рода в моей жизни". 

 

Журналист также поделился историей: 


"Разговаривает как-то коллега с пиарщиками одного немалого, а нынче уже и иностранного банка. Прощаются.


 
– Ну, старик, счастливо, выпей там вискарика за наше здоровье!
– Да я, ребята, виски не пью – только водку.
Коллега почему-то гордился этой особенностью и докладывал о ней при каждом удобном случае.
– О-па... А мы за год на тебя ящик "чиваса" списали".


2.      Воплотите в жизнь проект "про еду"

 

Прошлым летом Ксения Герасимова объехала по редакционному заданию офисы Parallels, Acronis, "Яндекса", "Лаборатории Касперского" и Avito и попробовала "блюда местной кухни" в корпоративных кафетериях в рамках проекта о компаниях, которые кормят сотрудников.

Ксения, сидевшая в тот момент на диете, можно сказать, совершила трудовой подвиг. "Страдания были даже почти физические, особенно в "Яндексе"! Потому что там так много всего и все такое красивое, такое вкусное на вид!" - вспоминает она.

 

 

Как вариант для остальных – можно устроиться работать в такую компанию. Умереть с голода не дадут ни в прямом, ни в переносном смысле.


3.      Ходите на свидания (совет универсальный, не только для журналисток)


Одна моя подруга (очень привлекательная особа) каждый вечер ужинает с новым ухажером. Не то чтобы все они очень ее интересуют, просто это ее единственный прием пищи в течение суток, благодаря чему девушка сохраняет изящность форм (а также платит за ипотеку и аренду квартиры). Примерно как у Трумена Капоте в романе "Завтрак у Тиффани", где влюбленные джентльмены давали Холли Голайтли $50 на дамскую комнату - на то она и жила.

 

4.      Притворитесь ресторанным критиком


Шеф-редактор "Афиша-Город" Екатерина Дементьева недавно на своей странице в Facebook  поделилась историей о том, как "по Москве ходит мошенница и жрет в ресторанах бесплатно, обещая развороты в "Афише". Дементьева опубликовала письмо, которое ей написала PR-менеджер одного ресторана:
"Добрый вечер! Меня зовут Екатерина, приятно познакомиться. Я являюсь членом PR-команды ресторана ///.
К всеобщему сожалению сложилась следующая ситуация: Ольга Бубненкова представилась редактором Afisha.ru, была приглашена на данное мероприятие в качестве гостя, для которого было организовано меню и полное обслуживание ресторана, после чего Ольга обещала подробную публикацию о ресторане и шеф-поваре /// на портале afisha.ru и разворот в печатном издании Afisha. По данной договоренности со своей стороны мы выполнили все обязательства, Ольга спустя пару дней с момента получения пост-релиза и фотографий, подтвердила выход публикаций в свет. Затем она сообщила нам о невозможности осуществления данной договоренности в связи с ее увольнением из команды Afisha.ru. Никакой последующей помощи в разрешении ситуации от нее не последовало.
Мы всегда рады сотрудничеству с Вашим замечательным порталом, с удовольствием читаем его и надеемся на скорейшее решение данной проблемы. Высказываем сочувствие о том, что безответственные сотрудники пытаются повлиять на Вашу светлую репутацию.
Я нашла эту девушку вконтакте: http://vk.com/id31862369 позвонила ей и пригласила на дегустацию в ресторан, но она сказала, что в Афише, к сожалению, больше не работает".

Из комментариев становится ясно, что та же девушка, помимо ресторанов, также регулярно пытается аккредитоваться на премьеры как PR-директор Rino Lens вместе с 3-4 своими "подопечными". "Но вообще, судя по некоторым товарищам, наглость часто помогает пробиться, если PR-щику бывает некогда проверять, действительно ли человек работает там, откуда аккредитуется, к сожалению".

Другие работники издания рассказали, что на заре "Афиши" подобные явления наблюдались постоянно, впрочем, "сотрудники" готовились и выходили в свет под именами редакторов.

Другой журналист рассказал, как в Таиланде в пресс-туре познакомился с 3 журналистами: "Один с Эха Москвы, другой с news.ru - оказались лжедмитрии уже по приезду в Россию. Когда пиарщица их сканы выложила - куча людей отозвалась".


5.      Запасайтесь

 

Русские туристы известны во всем мире, в частности, тем, как со шведских столов в отелях уносят с собой стратегические запасы еды на целый день. Этот же навык пригождается и на мероприятиях для СМИ.

 

"У меня была одна пресс-конференция, на которую пришла довольно известная в узких кругах журналистка: в яркой леопардовой кофточке, с волосами цвета "баклажан", с сумкой из кожзама - все атрибуты рынков 90-х. Все бы ничего, но на фуршете она нагло так стала складывать в свою сумочку пирожки и тарталетки! Я ей сделала замечание, а она в ответ мне сказала, что приехала с Украины, работает тут за гроши, еще и время пребывания на территории РФ уменьшили до 90 дней! Правда, статью она все-таки написала, не зря тарталетки кушает..." - рассказала сотрудница одного из PR-агентств.

 

6.    Приходите с мамой

 

"В журналистской тусовке есть персонаж по имени Михаил Г. Не знаю, где он работает сейчас, но лет 8 назад время он работал в газете "Туринфо" журналистом. По долгу службы Михаил часто был зван на пресс-завтраки, пресс-обеды и пресс-ужины. На все эти мероприятия он ходил со своей старенькой еврейской мамой (прямо как в анекдоте). Мишина мама всегда носила с собой большой полиэтиленовый пакет, в который сгребала еду с фуршетных столов.


Большой конфуз произошел с ними в посольстве Кипра, на пресс-конференции, которую давал Фотиус Фотиу, тогдашний руководитель отдела маркетинга министерства туризма Кипра.
Зал, в котором проходила пресс-конференция, был небольшой. Г-н Фотиу произносил свою речь без микрофона, журналисты слушали и записывали какую-то информацию.
И вдруг, посреди его речи раздается громкий старческий голос: "Миша, все это хорошо, но когда мы уже будем кушать?", - рассказала одна журналистка.

 

7.      Будьте готовы на все

 

"Ну, это не очень забавно. Скорее жалко таких людей. Мы стараемся их не аккредитовывать на пресс-мероприятия. Что они именно про поесть, видно сразу: какие-то непонятные названия СМИ, которых и в помине нет. Наших ключевых журналистов мы знаем в лицо, потому что работаем с ними на регулярной основе. Иногда на такие ухищрения идут - подделывают журналистские удостоверения. Узнают о мероприятиях они, видимо, из каких-то "сливов". Иногда мы отправляем приглашения на общие электронные адреса редакций, потому что в ряде изданий принимает решение главред. Да там целая схема, мне кажется: кто-то кому-то пересылает, кто-то сливает на сайты типа "папарации", наверное", - рассказала PR-менеджер о предприимчивости тех, кто любой ценой хочет попасть на пресс-конференции отнюдь не из профессиональных целей.

 

P.S. Справедливости ради заметим, что поесть на халяву не дураки не только журналисты: "Не знаю, как сейчас, но лет 7 назад можно было без проблем попасть на встречи в посольстве одной латиноамериканской страны и поесть/попить там на халяву. Главное - знать хоть кого-то из этой тусовки, но для этого достаточно просто пойти в любой латиносский клуб и зазнакомиться", - рассказала одна сотрудница логистической компании.


P.P.S. Напомним, в 2013 году на саммите G20 в Стрельне журналисты съели 26 тонн (!) продуктов, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. "В ресторане за день обслужили 1500 человек. 26 тонн исходных продуктов. Едите много", - пошутил пресс-секретарь президента. Получается, что каждый журналист съел за день 17,3 кг продуктов.




Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно

Нажмите "Нравится",
чтобы читать Rusbase в Facebook