Архив rb.ru

Как российские компании завоевывают любовь сотрудников

Архив rb.ru
Анна Сафронова

Автор: RB.RU

Анна Сафронова

Работодатели играют на семейных ценностях, оплачивают заграничные поездки и снимают кино

Как российские компании завоевывают любовь сотрудников
Российские работодатели в создании особого микроклимата в офисе идут по стопам западных - пусть и не столь решительно. Они устраивают дни семьи на рабочих местах, приглашают для сотрудников преподавателей иностранных языков, йоги и танцев, оплачивают заграничные поездки и снимают о них кино. Для чего все эти усилия? С помощью стандартного соцпакета любовь сотрудника уже не завоюешь, утверждают специалисты.

Сегодня, в условиях дефицита профессиональных кадров, работодатель вынужден бороться за своих сотрудников. Последнее всероссийское исследование Kelly Services, проведенное среди ведущих российских и западных компаний, показало, что в 2011 году большинство работодателей декларируют увеличение расходов на зарплаты и бонусы.

Однако не меньшая борьба за таланты ведется и на нематериальном уровне. "Лояльность нельзя купить (многократно экспериментально доказано отсутствие корреляции между удовлетворенностью условиями труда, куда входит и размер зарплаты, и лояльностью), ее можно вызвать - как уважение, как стремление походить на того, кому лоялен, - уверена Марина Вишнякова, управляющий партнер PM TEAM. - Управление лояльностью сродни управлению влюбленностью в вас, работодателя, со стороны сотрудников. Соответственно, самое важное в лояльности - это близость духовных ценностей. А это означает, что формирование лояльности начинается еще задолго до того, как человек станет сотрудником именно этой организации. Его лояльность будет зависеть от того, как его встретили, долго ли он ждал собеседования, как с ним разговаривали, как формулировали оффер, как потом ждали его выхода, как вводили в коллектив, и так далее".

"Стандартным соцпакетом сейчас специалиста не заманишь - здесь разнообразия мало", - соглашается Светлана Пронина, руководитель направления "Промышленной персонал и массовые проекты" компании Coleman Services. Но завоевывать нужно не только нового кандидата, но и удерживать результативного сотрудника. По ее мнению, работодателю нужно учитывать, что сотрудник в конечном итоге остается там, где будет получать что-то соответствующее не только его карьерным устремлениям, но и его иным интересам, будь то необычные тренинги, языковые курсы, стажировки в стране - носителе языка или приглашенный преподаватель танцев. "На мой взгляд, часто для русского человека важно, чтобы на работе была по-человечески теплая атмосфера, так что работодателю стоит потрудиться над ее созданием", - отмечает специалист.

Дела семейные

Среди нетрадиционных способов повышения лояльности сегодня одними из самых популярных являются те, что играют на семейных ценностях. В частности, в некоторых компаниях вводят так называемые "Дни семьи", когда сотрудники могут пригласить на работу своих родственников, провести им экскурсию по офису или предприятию, познакомить с коллегами. В конце, как правило, предполагается чаепитие.

Руководство "СТС Медиа" решило убить двух зайцев сразу: провести День семьи в ходе переезда компании в новый офис. "Финальный этап переезда был намечен на выходной день. Было ясно, что сотрудники эту новость воспримут без энтузиазма. Тогда мы решили предложить им прийти в новый офис и разобрать свои коробки вместе с семьями, сделать из этого не самого приятного дела настоящий праздник. Мероприятие прошло отлично, так что потом мы решили еще и отпраздновать новоселье - помимо сотрудников и их семей мы пригласили звезд шоу-бизнеса", - рассказала Наталья Альбрехт, заместитель генерального директора по организационному развитию, управлению персоналом и административным вопросам "СТС Медиа".

Надо сказать, что, приняв решение о переезде в новый офис, компания опасалась, что в результате потеряет часть сотрудников, так что было решено в этот период особенно активно поработать с их лояльностью. "Выбор офисного здания, его отделка и "рассадка" сотрудников - все это руководство компании обсуждало с персоналом на внутреннем форуме. Так у всех сотрудников создавалось ощущение вовлеченности и уверенность в том, что их мнение может повлиять на окончательное решение руководства, - говорит Наталья Альбрехт. - А еще мы решили снимать сериал о нашем переезде, и в итоге сотрудники ждали выхода каждой новой серии, в которой рассказывалось о том, на какой стадии находится этот процесс".

Возвращаясь к семейной теме, надо отметить, что вообще среди работодателей и сотрудников популярны любые семейные праздники, в том числе спортивно-развлекательные мероприятия. "Сегодня работодатели могут устраивать фотовыставки на семейные темы, например, выставка "Наши мамы". Назначается день, в который в офис приходит приглашенный фотограф и снимает сотрудниц-мам с их детьми. Фотографии потом вывешиваются в офисе. Это позволяет совсем по-иному взглянуть на своих сослуживцев", - рассказывает Светлана Пронина.

Традиционные мероприятия для детей сотрудников, в том числе Новогодние елки, в некоторых компаниях получают новое рождение в виде детских тренингов (на развитие коммуникативных навыков, приключенческие квесты), отмечает Елена Жуланова, директор по персоналу кадрового холдинга АНКОР. Она напоминает, что на лояльность персонала влияет предоставление руководством компании возможностей гибкого рабочего графика для тех категорий сотрудников, для которых это важно (студенты, сотрудники с детьми).

"Мировая тенденция заключается в том, что деловые женщины все быстрее выходят из декретного отпуска, оставляя заботу о детях няням. Чтобы завоевать лояльность вышедших из декрета сотрудниц, компании предоставляют им возможность видеонаблюдения за ребенком и тем, что происходит у них дома, непосредственно со своего рабочего места и компьютера. Это повышает лояльность сотрудниц, у которых есть дети, и позволяет им отдавать работе больше времени и сил", - рассказывает Елена Жуланова.

На других посмотреть

Заграничные поездки, оплачиваемые компанией, также служат инструментом для повышения лояльности к ней сотрудников. "На одном из производств работника за высокие производственные показатели наградили путевкой за границу вместе с семьей. Но его обязали делать ежедневный отчет об отдыхе, а по возвращению на основе его заметок была сделана стенгазета с отпускными фотографиями, - рассказывает Светлана Пронина. - Сотрудники увидели довольные лица коллеги и его домочадцев на фоне достопримечательностей, и их стимул работать лучше, чтобы получить аналогичное поощрение, рос". По словам эксперта, на этом примере хорошо видно, что важно не только придумать оригинальный способ поощрения сотрудников, но суметь максимально увеличить его эффективность, правильно донести и заинтересовать их. "Без стенгазеты о поощрительном  отпуске сотрудника эта замечательная мера повышения лояльности была бы далеко не так заметна. От грамотной подачи идеи зависит результат и общественный резонанс", - считает она.

Поездки за границу активно практикует Penny Lane Realty. Причем компания зашла еще дальше, поскольку периодически отправляется на отдых в полном составе. В частности, ее сотрудники побывали в Турции, Италии, Франции. Георгий Дзагуров, генеральный директор компании, объяснил RB.ru, почему считает такие мероприятия важными: "Сначала кто-то хочет попасть за рубеж, чтобы это увидеть, чтобы побывать, даже поставить некую галочку. Потом потому, что нравится. В какой-то момент наступает желание этим своим знанием, этой культурой поделиться с близкими. При этом повысить эрудированность своих коллег не только приятно, но и выгодно напрямую. Агент по недвижимости открывает глаза на то, как иначе эта недвижимость может выглядеть, продаваться и представляться на рынке. Он становится ближе потенциальному покупателю, для которого такие поездки - норма, а Париж, скажем, - часть жизни".

Он подчеркивает, что корпоративный выезд за границу - это не только способ повышения лояльности, но и путь к достижению личностного роста коллег по работе, создание  командного духа. "Не стоит забывать и о том, что фотографии после поездки появятся в социальных сетях, детали поездки будут обсуждаться в кругу друзей, то есть очень естественным образом растет и лояльность к компании, и повышение престижности работы именно здесь. Уверен, что и в кругу конкурентов такой факт заронит мысль о том, не стоит ли послать резюме, попытаться сменить место работы", - заявляет Георгий Дзагуров.

Добрые дела

Говоря о формировании лояльности сотрудников нестандартными методами, можно отметить участие компании в благотворительных акциях. Елена Жуланова отмечает, что компании жертвуют средства детским домам, инвалидам, участникам ВОВ, тем самым показывая свою социально ответственную позицию, заботу о людях. "Такие действия компаний вызывают у сотрудников, разделяющих те же ценности, чувство уважения, привязанности к своему работодателю. Сотрудники думают, что если компания сегодня помогает кому-то, то завтра она поможет и им. Если, проводя благотворительные акции, компания вовлекает свой персонал в сам процесс их проведения, будь то сбор игрушек, книг и т.д., то это чувство еще больше усиливается и лояльность сотрудников к социально ответственной компании повышается", - утверждает эксперт.

Но при выборе того или иного способа повышения привязанности сотрудников необходимо учитывать менталитет людей, работающих в компании, особенности корпоративной культуры, ценности организации, предупреждает Елена Жуланова. "Например, если в компании молодой коллектив, то акцент на семейных ценностях не будет иметь сильный положительный эффект на лояльность персонала, зато спортивные мероприятия могут быть восприняты очень позитивно и способствовать сплочению команды", - поясняет она.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Не время прощаться: как отреагировать на увольнение сотрудника
  2. 2 Минцифры лишит аккредитации IT-компании, которые увольняют украинских специалистов
  3. 3 У сотрудника проблемы с тайм-менеджментом. Как ему помочь?
  4. 4 Как составить резюме в ИТ-компанию — инструкция
  5. 5 Самые интересные и высокооплачиваемые вакансии мая в стартапах