Как устроиться на работу в банк?

Расскажите друзьям

1. Если вы - опытный специалист

Вы - успешный опытный сотрудник банка, проработали в сфере более 5 лет, знаете, что такое банковский бизнес изнутри, ориентируетесь в бизнес-процессах, продуктах и даже стратегиях. Но, как это часто бывает, либо пришли новые владельцы и привели с собой новый менеджмент, либо уже самому надоело, что давно не повышают, не занимаются обучением, не проводят тренинги, корпоративы и т.д., - а ведь так хочется. Происходит плавный бракоразводный процесс с компанией, выспрашивание отпуска на три недели, нескрываемое уже посещение "работных" ресурсов паутины со служебного компьютера, - но все эти действия происходят по эмоциональному импульсу, а потому редко могут быть системными.

Не суетитесь. Прежде всего, обновите свое резюме - не на онлайн-носителях, а у себя. Резюме - это всего лишь срез информации о вашем опыте работы, но при этом достаточно важный документ. Как правильно его обновить - читайте в нашем материале "Резюме: Базовые требования". Но главное помните - очень важно указать все ваши "заслуги",- ведь любой упущенный аттестат или сертификат могут стать фатальной ошибкой при построении карьеры. В качестве примера можно привести случай из практики одного кадрового агентства, работающего в сегменте management selection (подбор персонала среднего управленческого звена). Компании поступил срочный заказ от клиента - коммерческого банка. Была поставлена задача найти человека, имеющего аттестаты ФСФР 1.0 и 4.0, на позицию Senior Compliance Controller. Поскольку в функции финансового мониторинга (куда относится compliance controlling) специалистов на рынке достаточно, сложность заказа состояла в том, чтобы найти именно такое сочетание имеющихся аттестатов у кандидата. В открытых источниках таких людей оказалось немного, тем более что большинство из них были "overqualified" и, соответственно, финансовые ожидания у них - на порядок выше обозначенных в заказе клиента. В течение недели, тем не менее, агентству удалось успешно закрыть данный проект. Однако спустя несколько дней консультанту, ведущему этот заказ, позвонил кандидат, который идеально подходил на вакансию, но при этом просил на 30% меньший гонорар. Выяснилось, что его резюме сотрудник агентства уже видел в открытом доступе, но там не были указаны необходимые аттестаты (на самом же деле они у него были). Еще спустя месяц этот кандидат из-за сокращения штата на предыдущем месте вынужден был уйти с работы, а затем устроиться менеджером по продажам в одну очень маленькую компанию, с окладом в 600 долларов (что в 5 раз меньше уровня Senior Compliance Controller) и квартальным бонусом в размере одного оклада.

Действительно, бывают случаи, когда деталь может сыграть большую роль - помните это при составлении резюме. Когда оно готово - можно переходить непосредственно к поиску.

Три основных пути: знакомые, агентства и сайты. По большому счету, все три способа равноценны по потенциальной отдаче. Опытный рекрутер посоветовал бы, если вы действительно достойный специалист, просто вывесить свое резюме и сидеть у телефона в ожидании звонка - он непременно поступит. Если же так сложилось, что у вас есть знакомые внутренние или даже внешние HR-ы - незамедлительно задействуйте их. HR-пространство достаточно компактно для того, чтобы в течение недели о вас узнали как минимум два - три банка и с десяток кадровых агентств, - а ведь это именно то, что вам нужно. Кроме того, на сайте любого агентства есть контакты офиса, куда можно позвонить и связаться с человеком, курирующим ведение базы кандидатов по вашему сегменту, т.е. банкам. Результат в этом случае может заставить себя ждать довольно долго - такова специфика работы агентств. Но абсолютно точно можно сказать, если вас пригласят на интервью - вы потенциально интересны им как минимум на одну - две вакансии. Что касается так называемых "работных" сайтов, то среди них нужно сначала произвести некоторый отсев - по популярности и по профессиональной принадлежности. Если вы разместите резюме на двух - трех рейтинговых ресурсах, будьте уверены, оно не останется незамеченным для тех кадровых агентств и банков, список которых также можно найти там. Используя все три пути поиска, вы с большой вероятностью добьетесь результата в достаточно короткие сроки - от 2 до 5 недель.

"Официальный оффер вы получите к концу недели", "Сожалеем, но вы нам не подходите". Что бы вы не услышали после финального интервью, главное - не забыть один важный момент: всегда надо быть в рынке. Что это значит? Да, обновлять своё резюме и периодически отсылать его в несколько агентств, которым вы доверяете - необходимая процедура, если хотите знать, сколько вы стоите на сегодня, но это еще не все. Как человек, претендующий на некую привлекательную и ответственную позицию в динамично развивающемся, крупном или не очень банке, вам следует непременно быть в курсе основных событий, тенденций и перемещений на банковском рынке. Ежедневный мониторинг ситуации может сыграть довольно важную роль в дальнейшем развитии карьеры.

Так, совсем недавно в одно среднее по величине executive search агентство пришел новый консультант, с первого же дня начав очень активно публиковать множество вакансий в Интернете и специализированной печатной прессе. Буквально на следующий же день ему поступил звонок от топ-менеджера одного из крупнейших коммерческих банков России, где тот отвечал за запуск инвест-блока. Топ-менеджер сказал, что на протяжении пары месяцев он будет еще вовлечен в активную работу здесь, а далее - готов рассматривать предложения от западных инвестиционных гигантов, постепенно осваивающих российский рынок. Полученное по запросу консультанта резюме этого человека было моментально отправлено по нужным адресам и вот - прошло менее месяца, а у кандидата уже подписан оффер в крупнейшей диверсифицированной банковской группе России на позицию Управляющего директора нового направления бизнеса (куда он вышел спустя два месяца, как и планировалось). Научитесь анализировать события и предугадывать их, ведь тем, кто умеет просчитывать игру на несколько шагов вперед - всегда сопутствует успех.

2. Если вы - выходец из смежной профессиональной ниши

Если говорить о банковской индустрии, то необходимо заметить, что существует несколько "родственных" отраслей, между которыми происходит, как правило, ротация кадров. Среди них, прежде всего, страхование, финансовый консалтинг (аудит), управленческий консалтинг (M&A - слияния и поглощения, провайдерские услуги по выводу компаний на IPO, инвестиционные брокеры). Сегментирование здесь следующее. Если вы занимаетесь продажами, клиентской работой - то вы "универсал",- это значит, что вам открыта дорога практически в любую компанию, суть бизнеса и продукции которой вы способны понять. Что касается финансовых функций - аудит, составление управленческой или финансовой отчетности - для вас будет наиболее подходящей работа в службе внутреннего контроля, бухгалтерии, финансовом мониторинге банка. Рассматривая сегмент M&A, формирование стратегии выхода на IPO и т.д. - вам прямая дорога в менеджмент банка, в департамент стратегического планирования, а может и независимым директором. Кроме того, нельзя исключать из внимания и то, что сейчас повсеместно расширяется практика проектного сотрудничества с менеджерами, что может быть довольно выгодно, если речь идет о каком-то крупном проекте (например, ребрендинг банка, подготовка к IPO).

Есть также ряд кросс-индустриальных специализаций, где, будучи на любом должностном уровне, например, в страховой компании, вы не потеряетесь и в банке. К таким подразделениям относится Операционное Управление (ОПЕРУ), бэк-офис (бухгалтерия), фронт-офис (клиентский блок), бренч-менеджмент (управление дополнительными офисами, отделениями компании), руководство колл-центром. Посылая резюме в банк (если вы сейчас работаете в страховании или консалтинге) обязательно как можно более четко и внятно опишите свой функционал, ядро ответственности,- именно эти моменты, являясь кросс-индустрильными, помогут банку сориентироваться в направлении вашего применения. Вообще говоря, банковская сфера специфична и не любит посторонних. Но если вы зададитесь целью попасть в банк, мотивируя это своим опытом аналогичной работы в том же страховании - вас, скорее всего, рассмотрят как реального кандидата. Вместе с тем, для вас это может стать "бесплатной возможностью" повысить свою рыночную стоимость за счет мульти-индустриального опыта работы. Так, например, в банковской группе (топ-5) в январе 2007 года на развитие розницы вышел человек из FMCG, имеющий весомый опыт в развитии филиальной сети и запуске инновационных для отрасли продуктов и их продвижении на рынке. Будьте успешны, обогащая свой опыт работы интересными задачами.

3. Если вы - выпускник или студент старших курсов ВУЗа

Не только студенты ищут работу, но и работа часто ищет студентов. Это называется Graduate Recruitment. Аббревиатура GRP - Graduate Recruitment Program - используется HR-ми для обозначения целого сегмента своих обязанностей. Он вмещает в себя не только участие в традиционных "днях карьеры", но и анализ организационной структуры компании для выявления полного спектра позиций, на которые есть готовность брать сотрудников без опыта, и "выбивание" специального бюджета на GRP, и налаживание устойчивых связей с ВУЗами, и проведение открытых круглых столов и многое-многое другое.

С развитием GRP в России связано появление таких форматов взаимодействия компаний со студентами, как спец. семинары, которые проводят ведущие эксперты (или даже партнеры) компаний. Здесь абсолютными лидерами являются консультанты-аудиторы BIG-4, представители FMCG - Procter & Gamble, Unilever, нефтяные гиганты - LUKOIL, Shell и др.

Так, Экономический факультет МГУ им. Ломоносова славится тем, что каждый год выпускники примерно за три-пять месяцев до защиты диплома подписывают соглашения о сотрудничестве с такими компаниями как Deloitte и KPMG - о выходе на работу с июля (т.е. после окончания всех выпускных мероприятий). Многие из студентов, отобранных на спец. семинарах, проходят после них в компаниях предварительную стажировку, где их посвящают в круг обязанностей и даже направляют на некоторые корпоративные программы по обучению.

Какие же стандартные пути решения вопроса о своем трудоустройстве открываются сейчас перед студентами? Помимо заполнения бесконечных анкет и тестов в рамках "дней карьеры", появляется возможность активной работы на упомянутых семинарах. О других способах поиска работы вы можете прочесть в нашем материале "Как найти работу студенту дневного отделения". Надо заметить, что прогресс в индустрии GRP (а на сегодня это направление уже смело можно назвать индустрией) позволяет активно участвовать в жизни создающихся сейчас онлайн-сообществ, ставящих перед собой задачу объединения в одном месте всех заинтересованных людей. Сейчас главное качество успешного соискателя-студента - проактивная позиция, причем зачастую надо быть готовым к онлайн-активности, т.к. именно она в последнее время стала играть чуть ли не ключевую роль при поиске работы. Ведущими вспомогательными ресурсами здесь являются созданный в 1998 году проект Career.Ru, E-Graduate.Ru (2001 год) и JobFair.Ru (2003 год). Они ориентированны как раз на молодую аудиторию и привлекают к себе множество компаний почти из всех возможных индустрий для активного позиционирования их как привлекательных работодателей на Graduate рынке.

Целый ряд банковских структур, прежде всего, берут студентов по двум ключевым направлениям - продажи и аналитика (кредитная или инвестиционная). Интернет-ресурсы пестрят яркими баннерами таких гигантов как Raiffeisenbank Austria, Citibank, Группа ВТБ, Societe Generale Group, Renaissance Capital Group, Альфа-Групп и т.д. На прошедшей 3 апреля 2007 года конференции Национального Союза Кадровиков "Специфика управления персоналом в компаниях финансового сектора" Руководитель Центра развития и обучения персонала банка "Дельта Кредит" Анна Выдра поделилась опытом своей компании в вопросе GRP: "Раньше мы брали выпускников профильных ВУЗов на позиции андеррайтеров и аналитиков, а затем обучали, после чего их "хантили" другие банки. Однако сейчас мы отошли от выпускников только с финансовым образованием и берем всех, в том числе и вполне зрелых людей, имеющих жизненный опыт,- все из-за слишком большого спроса на данных специалистов". Таким образом, видно, что спрос, предъявляемый финансовыми институтами к специалистам на стартовые позиции без опыта работы, колоссален. Придите на интервью в банк и покажите себя с лучшей стороны.

4. Практическая психология

Как узнать, подходите ли вы для работы в банке? Какими качествами нужно для этого обладать? Что вас ждет, когда вы придете на работу в банк? Как нужно будет себя проявлять, чтобы расти в банке? Эти вопросы являются ключевыми при определении человеком направления своей будущей профессиональной жизни. Постараемся на них ответить максимально понятно.

Начнем с психотипа. По большому счету, банк, при всей своей специфичности, достаточно универсальная компания. Люди, склонные к спокойной, размеренной работе, привыкшие либо готовящие себя к плавному карьерному росту по принципу "выслуги лет" найдет свое место в розничном блоке любого банка - начиная с позиций операционистов, заканчивая любой должностью в бэк-офисе (бухгалтерия, финансовая аналитика, кредитная оценка и т.д.). Более динамичные по складу характера кандидаты могут претендовать на работу в подразделениях банка, отвечающих за продажи, управление активами (в том числе казначейство), инвестиционные операции. Последней категории людей для максимально успешной работы потребуется наличие "предпринимательской жилки",- без этого будет несколько затруднительно заключать контракты либо обслуживать vip-клиентов, когда речь будет идти о суммах более 100-500 тысяч долларов.

Что же касается организационной структуры, то большой разницы в психотипах руководителя и рядового аналитика из "розницы", как правило, не наблюдается. То же касается и "активных" направлений бизнеса банков. Если же говорить о карьерном росте в тех или иных подразделениях, то здесь все соответствует первоначальным требованиям - если человек активный, ориентирован на результат, склонен к генерированию новых идей и концепций, свободен в общении - он с большой вероятностью может стать руководителем отдела, затем департамента, затем целого управления, а там недалеко уже и до поста заместителя председателя правления.

Хотя, надо заметить, что, уже начиная с позиции начальника отдела, успешными сотрудниками начинают интересоваться кадровые агентства. Здесь главное с самого начала показать, что вы открыты для рынка всегда,- и тогда велика вероятность, что вашу карьеру построят за вас. Однако помните, что пока большинству банков, работающих в России свойственна консервативность и отсутствие гипердинамизма в развитии. Отсюда следует, что работая в любом функционале вам, все же, необходимо будет проявлять себя, демонстрировать лояльность к банку, занимать активную позицию при обсуждении каких-либо инноваций, или даже быть самому генератором идей и предложений по развитию. Таких сотрудников всегда и везде ценят, ибо "войну за таланты", объявленную еще в конце 20 века, никто не прекращал. Развивайте в себе таланы, демонстрируйте их руководству, применяйте их в повседневных задачах - и вам гарантирован успех.

Андрей Якоби


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Web Summit 2017
6 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase