Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Как узнать, не являетесь ли вы тираном?

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Что делать излишне жестким руководителям

Как узнать, не являетесь ли вы тираном?
Есть прекрасная история про мышей и кошку. Мыши долго думали, как обезопасить себя, и решили повесить на шею кошке колокольчик, чтобы слышать о ее приближении. Но так и не осуществили свой план, потому что не нашли добровольца.

Подумайте, а вдруг ваши подчиненные тоже только и мечтают "повесить вам на шею колокольчик"?

Напористость и решительность - черты, необходимые каждому руководителю. Вы должны ставить цели и держать все под контролем, чтобы всегда быть впереди. И даже если вы бываете порой резки, то это только потому, что вы подвержены стрессу как никто другой. Ведь вам нужно и видеть картину в целом, и отвечать за все ее части в отдельности. Но это только одна сторона медали. Обратная - гораздо непригляднее. Вы можете, сами того не замечая, своим поведением создавать в коллективе атмосферу напряжения и страха. Если ваши коллеги опасаются лишний раз с вами заговорить, вы можете упустить важную информацию. Вы даже можете потерять сотрудников, которые не выдержат давления.

И даже если вы действительно нагнетаете на своих подчиненных ужас, никто из них вам об этом не скажет. Как в истории о кошке и мышах, добровольцев не будет.

Степень жесткости

Чтобы оценить себя, ответьте на несколько вопросов.

Быстро ли вы выходите из себя? Считаете ли вы себя компетентным? Считают ли вас компетентным окружающие? Не говорили ли вам друзья или члены семьи о том, что вы слишком жестоки? Могут ли ваши подчиненные свободно обмениваться идеями? Много ли писем вы получаете? Высказываете ли вы свое мнение, даже если вас не просили? Принимаете ли вы советы? Часто ли вы провоцируете людей, потому что считаете, что небольшая встряска пойдет им на пользу? За рулем вы ведете себя так, будто вы на войне? Часто ли вы обгоняете и "подрезаете" других?

Наверное, не стоит объяснять, что означают результаты этого маленького теста. Ведущий специалист Психологического центра на Волхонке, психолог-консультант Илья Шабшин рассказывает, что говоря о жестких, авторитарных людях, нужно рассматривать два варианта. В первом случае человек не отдает себе отчета в том, что его действия излишне жестки; по его собственной оценке, он поступает вполне адекватно. Во втором случае руководитель осознает свою чрезмерную авторитарность, но ничего поделать с этим своим качеством не может.

"Составить реальное представление о степени жесткости своего поведения человек может по реакции других людей - это то, что психологи называют "обратная связь", только в данном контексте речь идет не о расспросах, а о наблюдении и анализе. Принимая решения, задумываетесь ли вы о том, как его воспримут подчиненные (не в смысле "выполнят или не выполнят", а каково им придется)? Имеют ли для вас значение переживания и эмоции подчиненных? Обращаете ли вы внимание на то, как люди реагируют на ваши распоряжения, или же вам это безразлично? Замечаете ли вы, что сотрудники относятся к вам с некоторой опаской, с ожиданием "удара"? Говорили ли вам коллеги о вашей излишней жесткости?

Если задумавшись над этими вопросами, руководитель осознает, что "человеческий фактор", т.е. реакции, эмоции, переживания подчиненных его не интересуют вовсе, то можно с большой вероятностью предположить, что он бывает авторитарен, директивен, жесток. Подтвердить или не подтвердить этот вывод можно, спросив о своем характере тех людей из ближайшего окружения, которые не побоятся сказать правду", - говорит Илья Шабшин.

У напористых и целеустремленных руководителей есть свои плюсы. Они бесстрашны, открыто высказывают свое мнение, будут наращивать темп работы для достижения цели. А излишне жесткие и властные люди не остановятся ни перед чем, и это уже вряд ли достоинство.

Работа над собой

Если вы понимаете, что вам нужно стать мягче, для начала попробуйте следовать простым советам. Всегда старайтесь сохранять самообладание, не повышайте голос, не перебивайте собеседника, давайте ему время обдумать ответ. Постепенно это войдет в привычку.

"Человеку, который хочет стать мягче, необходимо провести психологическое самоисследование своей авторитарности, чтобы понять ее природу. После этого станет понятно, какие меры окажутся эффективными. Если выяснится, что жесткость была человеку просто необходима на определенном этапе жизни (например, когда он, молодой человек из провинции, самостоятельно пробивал себе в столице дорогу к высоким должностям), то ситуацию можно переосмыслить и договориться с самим собой, что поставленная задача уже выполнена и излишняя жесткость больше не нужна.

Может оказаться, что эта черта характера развилась как реакция на тяжелые детские переживания, к примеру, когда ребенок был свидетелем (а тем более - жертвой) грубого обращения со стороны одного из родителей, и в те детские годы принял решение стать сильным, жестким, чтобы защищать себя и близких. Для работы с такими историями есть специальные психотерапевтические методики.

Кроме этих вариантов, возможно еще, что определенная степень жесткости в характере человека имеет природное происхождение. Тогда это важно о себе знать как о своей особенности и сознательно контролировать степень ее проявления в конкретных обстоятельствах", - рассказывает Илья Шабшин.

Альтернативная точка зрения

А вот менеджер по работе с клиентами компании Coleman Services Оксана Васильченко считает, что руководителю необходимо сохранять некоторую авторитарность.

"На мой взгляд, руководителя сложно переделать. Ему проще подобрать команду, которая сможет с ним работать. Руководитель не может быть мягкотелым, он должен быть достаточно строгим и объективным, но при этом не забывать быть человечным. Возможно, ключ к правильному выстраиванию отношений с подчиненными - это знание их сильных и слабых сторон, а отсюда исходит эффективность в управлении. Руководитель может только немного пересмотреть свою стратегию: давать подчиненным больше самостоятельности в принятии решений, но при этом не забывать требовать", - отмечает эксперт.

Авторитарному боссу на заметку

Решили ли вы бороться со своей жесткостью или нет, помните, что люди хотят работать с теми, кто ценит их заслуги. Поэтому хотя бы время от времени поощряйте сотрудников, а не запугивайте их. Стимулируйте обмен идеями. Советуйтесь с ними, интересуйтесь их мнением. И понаблюдайте за эффектом. Вам понравится.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Штатное расписание: как правильно составить и вести
  2. 2 Согласие на обработку персональных данных сотрудника: полный гайд
  3. 3 Наём сотрудника равен 2,5 его зарплаты
  4. 4 Реорганизация юридического лица
  5. 5 Топ-5 советов по моделированию схем для вашего бизнеса