Как в кризис изменились офисные обеды

Расскажите друзьям
Елена
Елена

Главы кейтеринговых компаний рассказали Office Life, как губительно кризис сказался на их отрасли

Как рассказали Office Life представители рынка кейтеринга, отказ от бесплатных обедов в соцпакетах уже привел к банкротству около 15% компаний, занимавшихся доставкой горячих ланчей в офисы. 

Многие компании с начала кризиса перестали оплачивать своим сотрудникам обеды. К примеру, от этой части соцпакета отказались "Мастерхост", Formoza и другие.

Однако далеко не все гиганты индустрии оплачивали сотрудникам горячие обеды. Например, в British American Tobacco такой роскоши не было никогда, как и в инвестиционной компании "Атон". А вот один крупный производитель и поставщик продуктов питания переехал из центра Москвы за МКАД, но бесплатные обеды сотрудникам сохранил. Правда, в них не входит суп. Только салат и второе.

Договариваясь с кейтеринговыми компаниями о доставке еды за МКАД, менеджеры волновались, не возникнет ли с этим трудностей, однако желающих привозить им обеды оказалось так много, что несколько недель офис питался бесплатно - тестовыми образцами, которые кейтеринговые компании по очереди предоставляли им на пробу.

"Клиенты стали очень разборчивы, сразу говорят: "Мы три дня попробуем у вас, дальше попробуем у других, и еще у других", - отмечает директор по развитию кейтеринговой компании "Цимус-Фуд" Ирина Петренко. - Раньше как-то стеснялись признаваться в том, что выбирают из нескольких фирм. Теперь - это нормальное,  честное общение". Полный комментарий Ирины можно прочитать в нашем дополнительном материале.

Обеды в офис из последних сил

"Кейтеринговые компании карабкаются из последних сил, - рассказал Office Life заместитель директора компании, поставляющей обеды в офисы, Константин (по просьбе Константина мы не указываем компании, в которой он работает, и поменяли его имя - прим. Office Life). - По моим наблюдениям, их количество на рынке уменьшилось на 15%. При том, что в целом по рынку поток клиентов упал примерно на 50%".

Ирина Петренко более оптимистична. "У нас была некоторая потеря клиентуры, у которой был соцпакет по питанию, и которая от него отказалась, - говорит она. - Это около 15% клиентов. Многие фирмы продолжили с нами сотрудничать, только теперь оплата идет не через компанию, а непосредственно сотрудниками".

"Обедать хотят все, платить - далеко не все"

Офис-менеджер небольшой адвокатской конторы Полина (имя изменено - прим. Office Life) рассказывает, что их фирма как раз из тех, в которой сотрудники решили не отказываться от услуг кейтеринговой компании, а оплачивать обеды сами. "Я понимаю мотивацию людей - горячий суп лучше, чем салатик из магазина, заправленный просроченным майонезом, - делится она с Office Life. - Однако на меня упала дополнительная нагрузка: раньше я просто собирала заказы с сотрудников и отсылала их кейтеринговому партнеру, теперь же я собираю еще и деньги за обеды, и каждый день рассчитываюсь с поставщиками. Тут надо все время следить, чтобы все сдали, не было недосдачи - это очень ответственно и иногда неприятно. Потому что обедать хотят все, а платить - далеко не все. И я ежедневно чувствую себя этакой вышибалой бабла. Естественно, зарплату у меня осталась такая же, хотя времени и нервов на это все я трачу гораздо больше".

Нет новых клиентов

Директор кейтеринговой компании Mylunch Давид Аситян оценивает снижение количества клиентов в 35%. По его словам, эти 35% состоят из разорившихся клиентов - фирм, которые сами закрылись. "Еще снижение рынка происходит из-за того, что нет притока новых клиентов", - рассказал он Office Life.

"Мы в три раза больше вкладываемся в рекламу, чем обычно, а новых клиентов нет, - подтверждает слова Аситяна Константин. - До этого в течение года было постепенное снижение и спроса, и количества клиентов, но в последние два месяца обрубило сильно, снизилось резко. Мы понимали, что летом обычно спрос на кейтеринг меньше, но ожидали, что в сентябре будет всплеск активности клиентов. Сентябрь был ужасный, он оказался хуже, чем август. Октябрь - еще хуже, чем сентябрь. Мое личное мнение - кризис только сейчас начался. До этого у компаний были какие-то запасы, сейчас они подошли к концу".

Бесплатные пирожки, дешевые блюда и отказ от семги

Чтобы привлечь новых и удержать старых клиентов, кейтеринговые компании идут на многое. "Цимус-Фуд" ввела такое предложение как комплексный обед. До этого в компании был только заказ по меню - каждый клиент мог выбрать любой суп и салат и составить себе обед сам. "Раньше требовалось расширять ассортимент, разрабатывать предложения для VIP-клиентов. Сейчас спрос другой - нужна добротная недорогая еда, - объясняет Ирина Петренко. - Мы ввели комплексные обеды, чтобы подстроиться под спрос. В офисах прошла волна сокращений, и во многих из них не стало человека, который бы отвечал за все это: собирал бы с сотрудников индивидуальные заказы, а потом раздавал бы им еду согласно этим заказам. Сейчас есть простой выбор среди комплексных обедов: обед с рыбой, обед с мясом, обед с птицей, и это все можно заказать одним кликом мышки".

Константин отмечает, что люди стали экономить на блюдах. "Перестали заказывать более дорогие блюда, - говорит он. - Скромнее стали заказы: семга, осетрина, дорадо, карп не пользуются сейчас популярностью.

"Цимус-Фуд" снижает стоимость блюд за счет уменьшения их веса. Разрабатывает "подарочные" предложения: балует клиентов выпечкой, соками, десертами. "Мы вводим специальные предложения, чтобы привлечь клиентов: бесплатную доставку, бесплатные одноразовые приборы, бесплатный хлеб, бонусы: пирожки, соки, делаем скидки, но эти меры не особенно помогают", - признается Константин. Давид Аситян убежден, что эти "завлекушки" не работают. "Такими глупостями мы не занимаемся", - говорит он.

Будущее туманно

"Дальше будет лучше, - уверен Аситян. - Лет через 4-5. Темпы роста бизнеса очень упали, но в любом случае развитие есть. Через четыре года выйдем на нормальные темпы, лет 5-7 проработаем на подъеме, а потом опять случится дефолт-кризис".

Константин, в отличие от Давида Аситяна, не уверен, что его компания сможет пережить текущий кризис. "Нам сейчас очень тяжело, - признается он. - Аренду нам снизили, но недостаточно. Сидим, думаем, что делать дальше. Вот сейчас рекламу новую дали, посмотрим к концу месяца, что будет".


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase