Какие последствия будет иметь отставка Лужкова для экономики и политики?

Расскажите друзьям
Мария
Мария

Смена власти - лишь отражение макроэкономических процессов в городе

  Более 60% ВРП города приходится на оптово-розничную торговлю, оказание услуг, девелопмент и финансы, что создает для городской экономики риски в условиях существенного сокращения темпов прироста реальных доходов населения и прибыли корпораций. Экономике города необходима структурная перестройка на базе роста долгосрочных реальных инвестиций, к примеру, в сектор высоких технологий, промышленную переработку, инфраструктуру. Смена власти - лишь отражение макроэкономических процессов в городе.

Москва является одним из 38 российских регионов с дефицитом бюджета. Для России показатель дефицита Москвы средний, на 01.01.10 он был равен по данным Министерства Финансов РФ, 12% от доходов бюджета, госдолг столицы равнялся 24% на ту же дату, что соответствует приблизительно среднему по РФ показателю, хотя разбос значений в данном случае велик.

Но проблема не в этих относительных величинах, которые - особенно, по сравнению с ЕС, где госдолг и дефицит бюджета измеряется в процентах к ВВП - выглядят на данный момент не создающими среднесрочных рисков, хотя и нуждаются в постепенном и плавном сокращении в ряде случаев.

Проблема в абсолютном значении госдолга Москвы, который на 1.08.10 составлял 256,18 млрд. руб. или 61% суммарного госдолга федеральных округов за исключением ЦФО без учета долга муниципальных образований и 48% суммарного госдолга федеральных округов за исключением ЦФО с учетом долга муниципальных образований.

При этом ВРП Москвы равен приблизительно 40% от суммарного ВРП федеральных округов, за исключением ЦФО. Фактически, это означает, что Москва отвлекает на свою экономику финансовые ресурсы, которые использует недостаточно эффективно, и которые могли бы быть распределены между другими, зачастую более стабильными в период кризиса и значит более востребованными современной экономикой финансовыми системами регионов РФ.

Поскольку федеральный центр, в условиях резкого сокращения собственных возможностей в стимулировании экономики, усиливает свое давление, как на бизнес, так и на региональные власти в целях поддержки инвестиций, полагаю, что смена власти в Москве означала бы, возможно, определенное сокращение расходов московского бюджета, снижение активности заимствований.

Это изменение затронуло бы, в первую очередь, очевидно, социальную сферу, потребительский сектор, что повлекло бы за собой развитие процессов снижения прибыли и консолидации в ряде основополагающих отраслях экономики столицы. К ним относится, прежде всего, оптово-розничная торговля и услуги, доля в ВРП Москвы которой составляет порядка 40% при среднем по РФ уровне данного показателя в 20%. Эта тенденция затронула бы сектор девелопмента с долей в ВРП Москвы порядка 20% при среднем по РФ значении доли данной отрасли в региональных ВРП порядка 10% и финансы с долей, приблизительно, в 2% против 1% соответственно.

Во-вторых, оптимизация московских финансов затронула бы и налоговую сферу, где также в числе наиболее пострадавших мог бы оказаться, прежде всего, розничный сектор, уже восстановивший в России свои обороты физического объема торговли на докризисном уровне.

Какие компании могут от этого пострадать?

Это оптовая и розничная торговля (приблизительно 40% ВРП), девелопмент (приблизительно 15% ВРП), транспорт и связь (приблизительно 10% ВРП), финансы (3% ВРП приблизительно), пищепром, производство ТНП, то есть отрасли, связанные с наиболее развитым в экономике Москвы потребительским сектором экономики напрямую.

Будет ли терять свои позиции Банк Москвы (сегодня он вроде спокоен)? Или новость об отставке уже давно отыграна?

Банк Москвы - это системообразующая кредитная организация федерального значения, по сути. Развитие бизнеса Банка Москвы в ближайшие годы будет происходить в рамках указанной выше макроэкономической ситуации. Она предопределяет повышение для кредитных организаций актуальности предоставления долгосрочных и сравнительно не дорогих кредитов в реальном секторе экономике. Те кредитные структуры, которые смогут в условиях ужесточения конкуренции справиться с такой задачей, сохранят и упрочат свои позиции на рынке.

С точки зрения оценки ситуации на банковском рынке Москвы в целом, можно отметить, что банки реструктурировали и пролонгировали свои проблемные кредиты, перевели их на дочерние структуры или передали агентствам, полагаю, что в указанной перспективе официальные темпы прироста просрочки могут постепенно снизиться с до близких к нулевым уровней. С начала т.г. объем просроченных кредитов вырос на 8-10% по сравнению с его увеличением на 140,45% в 2009 г. по всему банковскому сектору РФ.

В ближайшие кварталы активность кредитных организаций на рынке заимствований, возможно, возрастет в данной связи и на фоне реализации в условиях роста инфляционных рисков отложенного спроса на займы.

Однако, проблемные кредиты фактически остаются на балансах банков и по-прежнему требуют как сохранению суммарного уровня капитала и резервов по крайней мере не ниже 30% от объема выданных займов. Процесс рекапитализации банков, при поддержке государства, судя по темпам роста резервов и каптала в последние годы, на мой взгляд, займет от 2 до 4 лет. В том числе, указанная господдержка будет осуществляться, возможно, в рамках принятия закона о банкротстве кредитных организаций, который, по сути, открывает для крупных игроков рынка возможность использования государственного банка "плохих" активов.

Что будет с ценами на недвижимость?

Цены на недвижимость, как и расстановка политических сил, на мой взгляд, также в определяющей мере зависят от макроэкономических факторов.

Исходя и среднесрочной корреляции цен на недвижимость и цен рынка акций, я полагаю, что при возможном в ближайшие месяцы повышении индекса РТС цены на рынке жилья также повысятся с 70%-ной вероятностью. Полагаю, что до конца т.г. можно ожидать роста цен на недвижимость к отметкам их июньского максимума 2010 г., равного 140 000 руб., по данным http://www.irn.ru/.

Однако, в целом, данный рост носит, на мой взгляд, спекулятивный характер. Долгосрочная корреляция между динамикой реальных доходов населения, объема банковского кредитования не свидетельствуют в пользу активного повышения цен рынка жилья в ближайшие годы, в случае если текущий сценарий W-образного восстановления экономики сохранит актуальность. Ускорение инфляции также возможное в ближайшие годы в целом, как показывает статистика в долгосрочном периоде, негативна для рынка недвижимости, поскольку ведет к спаду в реальных доходах населения, не способствует, даже при поддержке регуляторов снижению ипотечных ставок.

Дополнительные риски для покупателей недвижимости связаны с сохранением над этим рынком "навеса" в виде банковских залогов в недвижимости на сумму, приблизительно, в 14 трлн. руб. и активов банков на рынке жилья приблизительно в 1,4 трлн. руб.

Рисками в данном случае является, кроме того, дальнейший рост невозвратных кредитов и соответствующее увеличение на балансах банков неработающих активов. При реализации этого сценария произойдет повышение издержек банков по поддержанию "длинных" позиций на рынке недвижимости. Эти издержки на данный момент включают в себя стоимость пассивов, привлеченных банками для выдачи кредита, по факту не возврата которого получен в собственность залог. В них же войдет недополученная прибыль банков, налоги на недвижимость и расходы по системе ЖКХ, а также финансирование подразделений, занимающихся управлением этими непрофильными активами.

В течение двух-трех лет, по моим оценкам, сумма этих издержек может вырасти до размеров, равных половине рыночной стоимости объектов недвижимости. В случае если стагнация, а тем более, стагфляция в экономике получит в ближайшие годы свое развитие, такой вариант развития событий приведет к новому витку ослабления рынка жилья.

Однако повторю, что в перспективе нескольких ближайших кварталов рынок недвижимости может продемонстрировать рост цен в 5-20%.

Автор - Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент»



Комментарии

  • Сергей Камышников 17:55, 28.09.2010
    0
    Упадут или вырастут? Плюсы за рост: 1. Предложение на рынке столичной недвижимостии может не измениться (нужно смотреть на градостроительную политику нового мэра и его желание сократить или расширить предложение 2. Острая фаза мировой дефляции завершена. Поэтому возможен рост спроса на нефть со стороны стран, набирающих обороты промпроизводства. 3. Возможен скачок гиперинфляции в РФ, связанный с дисбалансом сырьевых валют. Набирающие обороты мировая инфляция может затронуть также и все цены внутри нашей страны. 4. Фактор коррекции и мощное лобби застройщиков. Если цены в условиях всеобщей паники не упали (снижение на 20% - это не падение), то значит, то в стабильных условиях можно предполижить довольно значительный рост цен. Против роста только выставить можно перегретый сырьевой-товарный рынок. В настоящее время золото, металлы, нефть сильно перекуплены. Затянувшееся падение этих рынков может привести к уменьшению платежеспособного спроса в РФ. Но все-таки основным фактором в ценах на столичную недвижимость можно назвать отношение мэра к уровне цен на недвижимость. Если демография его устраивает, то цены надо увеличивать. Если демография слаба, то цены лучше снижать.
  • Сергей Камышников 18:01, 28.09.2010
    0
    Было бы хорошим тоном, если бы все губернаторы, поддерживали качественный банковский сервис. А не развивали приблатненные распальцованные банки, у которых проблемность в отношениях с клиентами зашкаливает ниже всяких разумных пределов. Хозяин прежде всего должен позаботиться о безопасности и доверии к банку, нормальных тарифах и сервисе. (конечно не исключая надежность банка). Но развивать банки. которые ниже среднего - это как-то не разумно и недальновидно. Скорее всего там присутствует личный интерес.
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Money2020
22 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase