Ольга Самофалова
Покупателем 42% акций "КамАЗа" может стать немецкий Daimler
"КамАЗ" будет продан иностранцу уже до конца этого года. Самым вероятным покупателем пакета акций крупнейшего российского производителя грузовой техники называется немецкий концерн Daimler. В случае положительного решения переговоров, немцы поделятся с российским автогигантом своим ноу-хау, а "КамАЗ" своим богатством - производственными мощностями и крупной дилерской сетью по всей России.
"Тройка диалог", став крупнейшим акционером "КамАЗа" (54,4% акций) в апреле этого года, сразу дала понять, что готова расстаться более чем с 25% акциями завода. Другим крупным акционером "КамАЗа" является государственная корпорация "Ростехнологии" (37,8% акций).
"Тройка диалог", будучи акционером "АвтоВАЗа", уже имела опыт продажи российского завода иностранцу. Именно инвесткомпания проводила сделку с Renault, которая купила в начале года четверть "АвтоВАЗа".
Следом "Тройка" начала искать стратегического партнера из числа иностранных концернов и для " КамАЗа". В "Тройке" даже не исключали, что схема будет аналогичной "автовазовской" - планировалось продать такой же пакет в 25% акций. В числе главных претендентов на четверть российского производителя грузовиков назывались Volvo, Iveco, MAN, Scania, DAF и Daimler. В конце прошлой недели стало известно, что явным фаворитом в этой гонке является немецкий Daimler. Как сообщила пресс-служба "Тройки", в ходе переговоров с различными западными производителями грузовиков именно немецкий концерн был выбран эксклюзивным партнером по дальнейшим переговорам.

Правда теперь речь идет не о 25% акций, а более крупном пакете в 42%, которые может купить Daimler. Об этом в пятницу заявил глава совета директоров "Тройки диалог" Рубен Варданян. Немецкий автоконцерн уже начал due dilligence российского завода, который должен завершиться в сентябре-октябре этого года. Переговоры с Daimler ведут как представители "Тройки Диалог", так и топ-менеджмент "КамАЗа". Сумму сделки, которую в случае положительного развития событий планируется закрыть до конца года, не раскрывают.
Зачем Daimler российский производитель грузовиков
В немецком концерне объясняют свой интерес к покупке "КамАЗа" амбициями на российском рынке. Россия по итогам 2007 года стала крупнейшим рынком в Европе с объемом продаж 154 тыс. машин грузоподъемностью более 6 тонн. По прогнозам, этот рынок будет расти не менее чем на 20% в год в 2008-2009 годах. Немцы же чувствует себя на российском рынке не очень хорошо. Среди европейских производителей компания - только на пятом месте. По итогам 2007 года заняла долю 8,18% (только среди европейских производителей), продав около 1600 автомобилей. А в этом году даже начала терять свои позиции. В первом квартале Daimler продала всего 288 грузовых автомобилей Mercedes-Benz против 308 в первом квартале 2007 года.

"КамАЗ" же на российском рынке является крупнейшим производителем грузовой техники и занимает 30% всего грузового рынка. Немцев привлекают мощности завода в 50 тыс. машин в год и разветвленная дилерская сеть по всей стране. То же самое интересовало и французский автоконцерн Renault, когда он покупал "АвтоВАЗ".
Как альтернативу Daimler рассматривает и возможность строительства собственного завода в России. По неофициальным данным, концерн даже приобрел 200 га земли в 40 км от Москвы, на котором можно построить аналогичный "камазовскому" завод на 50 тыс. автомобилей в год. Однако партнерство с "КамАЗом" дает возможность выстрелить на российском рынке значительно быстрее.
Зачем "КамАЗу" иностранец
Конкурировать с российской грузовой техникой в цене не может ни один европейский производитель. Продукция "КамАЗа" является самой дешевой в России. Более опасными конкурентами для российского производителя являются китайские грузовики, которые стали появляться в последние годы как грибы после дождя. Однако европейцы решили строить в России заводы и вскоре смогут продавать больше современной грузовой техники в России и дешевле. Например, Volvo строит полноценное местное производство грузовиков в Калужской области (подробнее см. в предыдущем материале), следом идут и другие концерны.
Мощности же " КамАЗа" загружены до предела, практически все модели устаревшие. Поэтому ноу-хау, которыми обещает поделиться Daimler, ему жизненно необходимы для освежения модельного ряда и улучшения технических характеристик. Партнерство с иностранцами поможет "КамАЗу" удержать свои позиции в России. Ведь каждый год "КамАЗ" отдает свою долю на откуп иностранцам, пусть и не так быстро, как например, это происходит на легковом автомобильном рынке. Если четыре года назад "КамАЗ" занимал 37,3% российского рынка тяжелых грузовиков (полной массой 14-40 тонн), то в первом полугодии прошлого года - уже 31,8%. В то же время доля иностранных производителей этой техники увеличилась за этот же период с 32,7% до 43,6%.
Сведения о реализации участниками российского рынка автомобилей
полной массой 14 - 40 тонн (изменение доли рынка):
Источник: отчетность "КамАЗа"
"Тройка диалог", став крупнейшим акционером "КамАЗа" (54,4% акций) в апреле этого года, сразу дала понять, что готова расстаться более чем с 25% акциями завода. Другим крупным акционером "КамАЗа" является государственная корпорация "Ростехнологии" (37,8% акций).
"Тройка диалог", будучи акционером "АвтоВАЗа", уже имела опыт продажи российского завода иностранцу. Именно инвесткомпания проводила сделку с Renault, которая купила в начале года четверть "АвтоВАЗа".
Следом "Тройка" начала искать стратегического партнера из числа иностранных концернов и для " КамАЗа". В "Тройке" даже не исключали, что схема будет аналогичной "автовазовской" - планировалось продать такой же пакет в 25% акций. В числе главных претендентов на четверть российского производителя грузовиков назывались Volvo, Iveco, MAN, Scania, DAF и Daimler. В конце прошлой недели стало известно, что явным фаворитом в этой гонке является немецкий Daimler. Как сообщила пресс-служба "Тройки", в ходе переговоров с различными западными производителями грузовиков именно немецкий концерн был выбран эксклюзивным партнером по дальнейшим переговорам.

Правда теперь речь идет не о 25% акций, а более крупном пакете в 42%, которые может купить Daimler. Об этом в пятницу заявил глава совета директоров "Тройки диалог" Рубен Варданян. Немецкий автоконцерн уже начал due dilligence российского завода, который должен завершиться в сентябре-октябре этого года. Переговоры с Daimler ведут как представители "Тройки Диалог", так и топ-менеджмент "КамАЗа". Сумму сделки, которую в случае положительного развития событий планируется закрыть до конца года, не раскрывают.
Зачем Daimler российский производитель грузовиков
В немецком концерне объясняют свой интерес к покупке "КамАЗа" амбициями на российском рынке. Россия по итогам 2007 года стала крупнейшим рынком в Европе с объемом продаж 154 тыс. машин грузоподъемностью более 6 тонн. По прогнозам, этот рынок будет расти не менее чем на 20% в год в 2008-2009 годах. Немцы же чувствует себя на российском рынке не очень хорошо. Среди европейских производителей компания - только на пятом месте. По итогам 2007 года заняла долю 8,18% (только среди европейских производителей), продав около 1600 автомобилей. А в этом году даже начала терять свои позиции. В первом квартале Daimler продала всего 288 грузовых автомобилей Mercedes-Benz против 308 в первом квартале 2007 года.
"КамАЗ" же на российском рынке является крупнейшим производителем грузовой техники и занимает 30% всего грузового рынка. Немцев привлекают мощности завода в 50 тыс. машин в год и разветвленная дилерская сеть по всей стране. То же самое интересовало и французский автоконцерн Renault, когда он покупал "АвтоВАЗ".
Как альтернативу Daimler рассматривает и возможность строительства собственного завода в России. По неофициальным данным, концерн даже приобрел 200 га земли в 40 км от Москвы, на котором можно построить аналогичный "камазовскому" завод на 50 тыс. автомобилей в год. Однако партнерство с "КамАЗом" дает возможность выстрелить на российском рынке значительно быстрее.
Зачем "КамАЗу" иностранец
Конкурировать с российской грузовой техникой в цене не может ни один европейский производитель. Продукция "КамАЗа" является самой дешевой в России. Более опасными конкурентами для российского производителя являются китайские грузовики, которые стали появляться в последние годы как грибы после дождя. Однако европейцы решили строить в России заводы и вскоре смогут продавать больше современной грузовой техники в России и дешевле. Например, Volvo строит полноценное местное производство грузовиков в Калужской области (подробнее см. в предыдущем материале), следом идут и другие концерны.
Мощности же " КамАЗа" загружены до предела, практически все модели устаревшие. Поэтому ноу-хау, которыми обещает поделиться Daimler, ему жизненно необходимы для освежения модельного ряда и улучшения технических характеристик. Партнерство с иностранцами поможет "КамАЗу" удержать свои позиции в России. Ведь каждый год "КамАЗ" отдает свою долю на откуп иностранцам, пусть и не так быстро, как например, это происходит на легковом автомобильном рынке. Если четыре года назад "КамАЗ" занимал 37,3% российского рынка тяжелых грузовиков (полной массой 14-40 тонн), то в первом полугодии прошлого года - уже 31,8%. В то же время доля иностранных производителей этой техники увеличилась за этот же период с 32,7% до 43,6%.
Сведения о реализации участниками российского рынка автомобилей
полной массой 14 - 40 тонн (изменение доли рынка):
Наименование | Страна регистрации | Доля на рынке, % | | | | |
---|---|---|---|---|---|---|
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 1 полугод. 2007 | ||
ОАО «КАМАЗ» | Россия | 35,6 | 37,3 | 34,7 | 33,5 | 31,8 |
РУП «МАЗ» | Белоруссия | 21,9 | 18,3 | 16,2 | 11,5 | 11 |
ОАО «АЗ Урал» | Россия | 9,8 | 10,5 | 10,7 | 10,3 | 11,6 |
ОАО «КрАЗ» | Украина | 1,7 | 1,2 | 1,1 | 1,5 | 2 |
ОАМО «ЗИЛ» | Россия | 0,1 | - | - | 0,1 | - |
А/м иностранного производства | Разные | 30,9 | 32,7 | 37,3 | 43,2 | 43,6 |
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
09 декабря 2023
10 декабря 2023
10 декабря 2023
11 декабря 2023
13 декабря 2023