"КАМАЗ" хочет продаться иностранцам

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

Вслед за "АвтоВАЗом" на четверть иностранным может стать "КАМАЗ"

Крупнейший российский производитель тяжелых грузовиков "КАМАЗ" изучает возможность продажи 20-25%-го пакета акций стратегическому инвестору. К концу года "КАМАЗ" может стать на четверть иностранным, как и другой российский концерн "АвтоВАЗ". Главными претендентами называются MAN, Volvo, Iveco и Scania.

"КАМАЗ" рассматривает три возможных пути дальнейшего развития компании, передают сегодня сразу два российских информагентства со ссылкой на источник, близкий к компании. Первый вариант предполагает продажу 20-25%-го пакета акций предприятия к концу этого года стратегическому инвестору, в числе которых называются концерны MAN, Volvo, Iveco и Scania. Кроме "автовазовского" пути развития, "КАМАЗ" также рассматривает возможность объединения с крупнейшим в Белоруссии производителем большегрузных автомобилей "Минским автомобильным заводом" или размещение акций компании на IPO.

"МАЗ"

Последние два варианта "КАМАЗ" изучает уже давно. В прошлом году гендиректор "КАМАЗа" Сергей Когогин опровергал просочившуюся в прессу информация о том, что концерн ведет переговоры о покупке "МАЗа". Он подчеркнул, что с "МАЗом" ведутся переговоры о создании стратегического альянса. "У обоих предприятий имеются сильные позиции на рынках стран СНГ, есть продукция, которая занимает разные ниши, и оба предприятия сотрудничают с ведущими производителями автокомпонентов", - говорит RB.ru отраслевой аналитик Ernst&Young Иван Бончев.

Сотрудничество двух концернов было бы выгодно и с точки зрения сокращения затрат на инвестиции в расширение производства и в разработку новой продукции. Белорусское предприятие получило бы доступ к широкой дилерской сети "КАМАЗа" в России. Однако переговоры в этом направлении, которые ведутся уже более четырех лет, пока результата не дали.

IPO

О планах выйти на IPO "КАМАЗ" также говорил неоднократно. Предполагалось, что государство, владеющее в предприятии 34,01% акций, разместит часть своего пакета на бирже, сохранив при этом блокпакет 25% плюс 1 акция. Теперь речь идет о размещении на бирже акций миноритарных акционеров. Такой путь поможет "КАМАЗу" существенно увеличить капитализацию и привлечь средства для финансирования проектов. Этот вариант развития перспективен с финансовой точки зрения, а для развития технологий выгодна продажа пакета стратегическому инвестору, считает Бончев.

По-автоВАЗовски

Сегодня стало известно, что "КАМАЗ" может пойти по пути "АвтоВАЗа", который в начале этого года продал блокпакет французскому концерну Renault за $1 млрд. "КАМАЗ" пока не определил, чьи акции будут проданы и в каком размере. Пока речь идет о продаже стратегическому инвестору пакета в 20-25% акций, полностью принадлежащего только частным акционерам, или включающему также госакции. Росимущество владеет на данный момент 34,01% акций "КАМАЗа". Около 30% принадлежит "КАМАЗ-Капиталу" (создан акционерами "КАМАЗа" в 2006 году), около 19,4% - консорциуму инвесторов во главе с ИК "Тройка Диалог". Уставной капитал "КАМАЗа" составляет 35,36 млрд рублей.

По мнению отраслевого аналитика Ивана Бончева, вариант продажи стратегическому инвестору или объединение с поставщиками первого уровня - одни из самых перспективных путей развития "КАМАЗа".

"КАМАЗ" чувствует себя комфортно

Если сравнивать с "АвтоВАЗом", то для "КАМАЗа" продажа пакета иностранному стратегу не настолько важна. В отличие от легкового рынка, где "АвтоВАЗ" начал стремительно терять долю под натиском иномарок и приходилось бороться с кризисом перепроизводства, на грузовом рынке "КАМАЗ" чувствует себя комфортно. По итогам прошлого года он занимает почти половину российского рынка тяжелых грузовиков, говорит Бончев. В относительном выражении доля производителя грузовиков снижается, но достаточно медленно (см. таблицу в доп.материале), при этом в абсолютном выражении объемы производства и продаж продукции "КАМАЗа" увеличиваются. По итогам прошлого года, из 120 тыс. проданной тяжелой грузовой техники, половина приходится на российского производителя.

По словам Бончева, российское правительство само открыло двери для западных автопроизводителей благодаря постановлению о промсборке легковых автомобилей, которое дает право на льготные пошлины при ввозе автокомплектующих. Грузовой рынок в этом отношении был закрыт для иностранцев. Volvo решился на создание полноценного местного производства грузовиков в Калужской области, однако льготы от правительства до сих пор не получила (подробнее о заводе Volvo см. в предыдущем материале).


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase