Архив rb.ru

Капитализация Groupon рухнула с ноября на 50%

Архив rb.ru
Мария Грибцова

Автор издания RB (Архив)

Мария Грибцова

По мнению аналитиков, компания вела слишком агрессивную экспансию

Капитализация Groupon рухнула с ноября на 50%

Рыночная стоимость владельца крупнейшего он-лайн сервиса по продаже скидочных купонов Groupon Inc, упала после проведения IPO (ноябрь 2011 года) более чем на 50%, сообщает "Интерфакс". Инвесторы продолжают подавать иски в отношении Groupon после обрушения ее котировок в связи с пересмотром финансовой отчетности. Эксперты RB.ru рассказали, как компания может вернуть доверие инвесторов.


В четверг на закрытии торгов акции компании подешевели с ноября на 48%, а в пятницу котировки упали еще 3,3%. Несколько инвесторов уже подали иски в отношении Groupon после обрушения ее котировок, которое произошло из-за пересмотра финансовой отчетности.

 

Напомним, что компания в рамках первого отчета после IPO скорректировала показатели за четвертый квартал 2011 года, увеличив расходы и снизив выручку за этот период на $14,3 млн - до $492,2 млн. Таким образом, убыток Groupon вырос на $22,6 млн. Компания тогда сообщила, что корректировка показателей произошла из-за проблем в системе финансового контроля: были неправильно учтены резервы на возврат средств клиентам, отказавшимся от приобретенных купонов.

 

Иски против Groupon подали юридические фирмы Pomerantz Haudek Grossman Gross и Hagens Berman Sobol Shapiro, которые также пригласили присоединиться к судебному разбирательству других инвесторов, пострадавших от пересмотра отчетности. Истцы обвиняют Groupon и банки, которые занимались организацией ее IPO, в том, что они вводили в заблуждение инвесторов на счет финансового состояния компании. Комиссия по ценным бумагам и биржам США уже приступила к расследованию.

 

Не надо было переоценивать


Аналитик "Инвесткафе" Илья Раченков сказал, что лично для него падение стоимости Groupon не является ничем удивительным: компания размещалась явно сильно переоцененной. "Вообще размещение выше справедливой стоимости характерно практически для всех IPO, и Groupon не стал исключением. На мой взгляд, Groupon вела чересчур агрессивную экспансию, которая проявилась в резком росте коммерческих и административных расходов компании, тогда как более взвешенной стратегией было бы сосредоточиться на ключевых рынках. Я уверен, что компании удастся восстановить доверие инвесторов, однако это потребует выработку четкой и окончательной методики расчета финансовых показателей", - прокомментировал аналитик.


"История с данной компанией напоминает скандалы с Enron и ему подобными, когда негативное положение компании маскировалось в отчетности так, чтобы в итоге получилась вполне благополучная картина, - комментирует Председатель Правления ФлексБанка Марина Мишурис. - Хочется надеяться, что это не тот случай, и Groupon не постигнет аналогичная судьба. Все-таки самая главная ошибка представляется в корректировке отчетности, потому что это подрывает доверие инвесторов к компании как к таковой, вне зависимости от того, что она впоследствии показывает в отчетности. Но складывается впечатление, что и сами инвесторы были слишком "очарованы" новой бизнес-моделью и успехами компании, поднимая котировки на чрезмерную высоту, то есть при более "трезвой" оценке компании такой жесткой корректировки бы не случилось.


Ошибка не компании, а аналитиков


"Внимательный взгляд на курс акций показывает, что никакого особенно драматического падения стоимости не было, - комментирует эксперт фонда Finam Global Леонид Делицын.  - Стоимость акций плавно убывает с момента размещения  и по сей день, и падение котировок на 3,3% не допускает. В самом бизнесе компания, на наш взгляд, не допускает никаких особенных ошибок, наоборот, она создала огромный бизнес, который породил гигантское количество клонов, в том числе и в России. Однако вольное обращение с отчетностью, которое происходит, скорее всего, под давлением тех инвесторов, которые раздували ее стоимость, могут привести к печальным последствиям".


По мнению Делицына, ошибку допускают аналитики, которые в своих расчетах оценки капитализации слепо полагаются на прогнозы самих  компаний, а потом громко выражают возмущение. Ошибку также допускают инвесторы, которые, будучи охвачены алчностью, закрывают глаза на риски.


Это не пузырь


"Мы не считаем, что купонная модель - это пузырь, - продолжает эксперт. -  Купонная модель развивается более ста лет и является хорошим способом очистки складов от товара и продвижения новых позиций. Однако от лидера рынка требовали сверхбыстрого роста, который достигался путем колоссальных затрат на продвижение. У Groupon сейчас не так много свободы действия. Пока ее основные конкуренты не ослабнут, ей придется тратить большие суммы на маркетинг, что снижает шансы на прибыль. Стоимость акций вряд ли восстановится быстро. Возможно, однажды Google или какой-нибудь другой гигант рынка все-таки приобретут Groupon - ведь в 2010 году Google предлагал около $6 млрд, а сейчас капитализация компании составляет менее $6,5 млрд".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter