Архив rb.ru

Карьера в эпоху Викиномики

Архив rb.ru
Мария — Автор издания

Медиа «РБ.РУ»: Архивные статьи

Мария — Автор издания

Революция в мире бизнеса, ее жертвы и победители

Карьера в эпоху Викиномики
Присоединиться

Знаете ли вы, что являетесь свидетелем драматических событий в мире бизнеса? Именно сейчас происходит технологическая революция, из-за которой старые бизнес-модели умирают, а на их место приходят удивительные новые. Происходящие изменения, о которых рассказывают Дон Тапскотт и Энтони Вильямс в своей книге «Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все», несомненно, окажут влияние на карьеры многих людей. Отнеситесь к их мнению со всей серьезностью, если не хотите в будущем оказаться «за бортом».

Англоязычный оригинал «Викиномики» вышел в свет в 2006 году и завоевал звание бизнес-бестселлера. Странно и печально, что эта книга так долго добиралась до российских читателей, ведь идеи и гипотезы, изложенные в ней, действительно революционны. Вкратце ее суть можно изложить следующим образом: книга повествует о том, как технологический тренд Web 2.0 превратился в важную тенденцию в мире бизнеса, и как все это отразится на будущем компаний и отдельно взятых личностей.

Mass cooperation и peer production

Mass cooperation, или «массовое сотрудничество», и peer production, или «производство на равных», являются ключевыми понятиями книги. Кто мог предположить, что люди будут добровольно выполнять работу без оплаты, причем будут делать это качественно и с удовольствием? Проекты Wikipedia, Google, Linux (и не только они) представляют собой неопровержимое свидетельство того, что невозможное возможно. Сегодня степень участия людей в экономике велика, как никогда раньше. «Рост доступности информационных технологий предоставляет инструменты сотрудничества, создания ценностей и конкуренции практически каждому. Это дает возможность людям свободно участвовать в процессе инноваций и создания ценности в каждой экономической отрасли», - пишут Дон Тапскотт и Энтони Вильямс.

Новая тенденция выглядит одновременно и захватывающей, и пугающей. Традиционно пассивные потребители информации и рекламы начинают играть активную роль, участвуя в создании ценности. Умные компании уже сегодня используют массовое сотрудничество как отличную возможность, причем это могут быть даже компании из «старых» отраслей (пример одной из таких компаний, Goldcorp, - в доп.материале). А вот те, кто не научится использовать энергию масс, вполне возможно, просто не выживут, считают авторы.

«Вики - это гораздо больше, чем просто программный продукт, позволяющий многим людям редактировать содержимое веб-сайта, - утверждают они. - Это слово является метафорой новой эры сотрудничества и участия, которая, как пел Боб Дилан, "уже скоро будет трясти ваши окна и расшатывать ваши стены". Используя другую цитату того же автора, можно сказать, что "времена и вправду меняются"».

Возможности и угрозы

Новые формы массового сотрудничества меняют процессы изобретения, производства, продвижения и дистрибьюции товара на всем глобальном рынке. Такие изменения предоставляют любой компании или человеку, вовлеченному в процесс, большие перспективные возможности. Например, теперь вы можете работать на такую компанию как Procter&Gamble;, не являясь ее штатным сотрудником. Просто зарегистрируйтесь в сети InnoCentive, где вы и девяносто тысяч других ученых можете за вознаграждение помочь компании решить ее задачи или проблемы в области исследовательской работы.

«Мир наполнен возможностями в сферах образования, работы и предпринимательства - для того, чтобы к нему подключиться, вам нужны навыки, мотивация, желание обучаться всю жизнь и небольшая сумма денег для первичного подключения к Сети», - пишут авторы. Пожалуй, к их перечню следует также добавить знание английского языка, которое существенно расширяет возможности наших соотечественников участвовать в интересных проектах и получать работу практически в любой точке мира.

Викиномика основывается на использовании четырех ключевых принципов - открытости, пиринге, предоставлении доступа и глобальном характере деятельности. К сожалению, далеко не все люди и компании оказываются готовыми к этому. Новые условия требуют изменений и от тех, кто претендует на звание лидера. «Каждый лидер должен включить массовое сотрудничество, как в список своих инструментов, так и в лексикон, - считают Тапскотт и Вильямс. - Учиться совместному творчеству и работе с постоянно меняющимся кругом самоорганизующихся партнеров становится так же важно, как и создавать бюджеты, заниматься научно-исследовательской работой или планированием».

В новой экономике роль компаний сводится к созданию открытых платформ, представляющих собой своеобразные экосистемы, в рамках которых люди будут заниматься творчеством, самовыражением и работой. О том, как это выглядит на практике, вы можете прочитать в главе 8 «Глобальный заводской цех». Настраивайте свое сознание на викиномику, если хотите преуспеть.

Дон Тапскотт, Энтони Вильямс «Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все» - М.: BestBusinessBooks, 2009

5 лучших книг по менеджменту от издательства «Альпина Бизнес Букс»:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как Википедия выращивает армию «фактчекеров» для борьбы с фейковыми новостями
  2. 2 Как выглядели первые логотипы Apple, Amazon и других техгигантов
  3. 3 Программа лояльности клиентов: что это и какие цели бизнеса решает
  4. 4 Типы руководителей: классификация и чем отличаются
  5. 5 Гэмба: эксперимент, который помогает лучше понимать бизнес