Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Карьерные тренды – 2009

Архив rb.ru
Мария — Автор издания

Медиа «РБ.РУ»: Архивные статьи

Мария — Автор издания

О каких тенденциях надо знать, чтобы не упустить хорошие возможности и минимизировать риск

Карьерные тренды – 2009

Ситуация на рынке труда в связи с кризисом изменилась. Она не столь уж драматична как представляется некоторым, она просто стала иной. Все мы нуждаемся в новых ориентирах - мы хотим знать, на какие важные тенденции необходимо обратить внимание сегодня. Мы не умеем предсказывать будущее, но уже сейчас можно выделить несколько трендов. Итак, что следует ожидать в нынешнем году, чтобы не упустить хорошие возможности и минимизировать риск?

Обратите внимание на небольшие и средние компании

В последнее время все чаще приходится узнавать из новостей, что очередная крупная корпорация проводит сокращение штата. Джон Челленджер, глава консалтинговой компании Challenger, Gray & Christmas, предлагает обратить внимания на средние и небольшие компании, ведь они более гибки и быстрее реагируют на изменение экономических условий.

«Обращать внимание на средние и небольшие компании, следует, опираясь на сферу их деятельности - советует Роман Устакошев, специалист по поиску и подбору персонала Холдинга «Империя кадров». - Области, что называется «ближе к телу» занимают наиболее прочное место, как работодатели: медицина, средства гигиены и продукты нужны всегда, и зачастую на них постоянный спрос, кризис не влияет на данные сферы в масштабных размерах. В общей картине к последствиям кризиса можно отнести снижение концентрации рынка в том или ином сегменте, и загибаться будут в первую очередь небольшие компании невостребованных сегментов».

«Если говорить о малых и средних компаниях, с одной стороны, они гибче, им, конечно, легче выживать, - считает Марина Вишнякова, управляющий партнер PM TEAM. - Но с другой стороны, у них все-таки гораздо меньше «подушка безопасности», накопленный резерв, который они могут позволить себе тратить на персонал. У меня есть другая интерпретация этого тренда. Мы предлагаем специалистам из небольших компаний, где они занимали генералистские позиции, обратить свои внимание на позиции второго эшелона, но в крупных международных компаниях, компаниях-брендах, которые достаточно устойчивы. Например, HR-генералист из компании с оборотом в $40 млн может сделать очень успешную карьеру в качестве руководителя департамента training& development в компании с оборотами от $300 млн. У нас уже есть несколько подобных успешных случаев. Спрос на выраженных специалистов есть, но спрос на генералистов значительно меньше».

«Вольные стрелки» более востребованы

«За последнее десятилетие мы наблюдаем увеличение числа компаний, ищущих сотрудников на временную работу или позиции с частичной занятостью, или на проектной основе, и каждая рецессия усиливает этот интерес, - отмечает Джон Челленджер. - Работодатели сегодня борются за контроль над расходами, и расходы на сотрудников находятся под особенно пристальным вниманием».

Марина Вишнякова подтверждает наличие подобной тенденции: «Конечно, в рамках ограниченного бюджета проще нанять людей под определенные задачи, чем содержать их с их рабочим местом, соцпакетом и теми гарантиями, которые дает Трудовой кодекс. Я всем, кто приходит к нам на консультации, рекомендую переделать свое резюме в портфолио проектов. Причем в портфолио проектов с четкой заточенностью по отраслям, по видам деятельности, по ролям в проектах, чтобы было видно, что вы умеете делать в этих проектах в конкретной отрасли, в конкретной специализации. Это действительно сейчас востребовано. Из тех клиентов, кто сейчас обращается к нам за подбором персонала, люди в основном заинтересованы в проектных командах. Я думаю, в ближайшее время эта тенденция сохранится».

«Как один из вариантов оптимизации расходов на персонал, компании действительно могут использовать аутсорсинг, - говорит Роман Устакошев. - Это оптимальный ход для отработки каких-либо коммерческих ходов со стороны работодателя».

Специалисты становятся многопрофильными

Изменения спроса на рынке труда заставили многих людей вспомнить, что они обладают не одной профессией, а несколькими. «Люди стали предлагать себя как мультиспециалистов, - говорит Марина Вишнякова. - Это выгодно работодателям малых и средних компаний. И швец, и жнец, и на дуде игрец - такие люди сейчас есть. Они вспоминают и пройденные курсы обучения, и забытый опыт работы, и т.д.»

Процесс найма становится более продолжительным по времени

Даже если вы идеальный кандидат на позицию в компании, вы можете провести довольно много времени в ожидании предложения о работе. По мнению Джона Челленджера, многие компании сейчас занимают выжидательную позицию, ставят кандидатов «на холд». Он также считает, что компании будут более придирчиво вести отбор: «Кандидатов стало больше, поэтому компании будут более внимательны и будут искать тех, кто лучше подходит. Они не нанимают волей-неволей, как во времена роста».

«Процесс найма становится более продолжительным за счет того, что работодатель прекрасно осознает насыщенность рынка квалифицированными специалистами и возможность пригласить их на скромные условия в условиях кризиса, - говорит Роман Устакошев. - Естественно, он будет выбирать самые сливки. В сложившейся ситуации рынок труда принадлежит больше работодателю, нежели кандидату».

Марина Вишнякова считает, что компании не то чтобы более тщательно стали относиться к отбору кандидатов, а более... нервно. «Поскольку сейчас в среднем на одну вакансию приходит от 300 до 1000 резюме в день, - говорит она, - работодатель испытывает два противоположных чувства. Одно из них - чувство мстительного счастья, а второе - чувство растерянности. Работодатель не в силах справиться с подобным потоком резюме. Обычно эту услугу оказывают агентства, но если работодатель занимается этим самостоятельно, то здесь становится велико значение случайности. Например, директор одного крупного холдинга разместил вакансию и в течение одного дня получил на нее 1000 резюме. Он был шокирован количеством резюме и даже не стал их рассматривать, а предложил работу своему знакомому. Люди в компаниях прекрасно понимают, что в этих потоках резюме есть как настоящие алмазы, так и пустая порода. Но отделить одних от других они просто не в состоянии».

В этой ситуации начинают играть большую роль социальные связи (о том, как привести их в актуальное состояние читайте в доп. материале) и умение правильно выделить свое письмо. Марина Вишнякова рекомендует тщательно продумать текст, который вы впишите в тему письма. В зависимости от вакансии вам нужно будет подобрать правильные ключевые слова.

Кандидаты стали скромнее в своих зарплатных ожиданиях

На фоне новостей об увольнениях, сокращении числа вакансий и уменьшении зарплат кандидаты стали гораздо скромнее в своих зарплатных ожиданиях. «Люди умножили свои ожидания на 0,5, - комментирует ситуацию Марина Вишнякова. - И это хорошо, потому что более соответствует реалиям. В последнее время производительность труда росла в 3 раза медленнее, чем заработная плата. Сейчас эти показатели приходят в соответствие. Но все же это еще далеко до соответствия. В Москве даже нынешний кризисный уровень заработных плат выше, чем уровень производительности труда. Поэтому я думаю, что это тренд, который будет продолжаться».

Специалисты инвестируют в свое образование

Пойти учиться, чтобы переждать трудные времена, - совет, который звучит довольно часто и которым решили не пренебрегать многие менеджеры высшего звена. «Топ-менеджеры, оставшиеся не у дел, склонны сами платить за свое образование на full-time MBA, используя этот двухгодичный период, с одной стороны, как возможность переждать кризис, а с другой стороны, как возможность инвестировать в себя - отмечает Марина Вишнякова. - И это реальный тренд, которые отметили все ведущие бизнес-школы. У них сократилось количество людей на краткосрочных программах и программах, не дающих диплома. И у них достаточно высокий конкурс на full-time MBA. И если раньше платили работодатели, то сейчас люди платят за себя сами».

При подготовке статьи использованы материалы Yahoo!HotJobs

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 IT-предприниматели в 2024: как будет развиваться самый технологичный сегмент малого и среднего бизнеса
  2. 2 Тренд-гайд: как собрать бренд идеального работодателя в 2024 году
  3. 3 Упражнения для релаксации и снятия эмоционального напряжения
  4. 4 От яблочного уксуса до коктейля с морским мхом: 10 напитков, которые пьют ЗОЖ-адепты прямо сейчас
  5. 5 «Кухни-призраки» и барбершоп в баре: 5 трендов рынка общепита, которые стоит взять на заметку