Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Касьянов увязал дело ЮКОСа с именем Путина

Архив rb.ru

Экс-премьер дал показания: обвинения Ходорковскому и Лебедеву абсурдны

Касьянов увязал дело ЮКОСа с именем Путина
Бывший премьер-министр России Михаил Касьянов выступил в Хамовническом суде Москвы по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. В своих показаниях свидетель назвал выдвинутые фигурантам дела обвинения в хищении нефти и отмывании денег абсурдными и увязал дело Ходорковского и Лебедева с именем Путина.

На суде Михаил Касьянов рассказал, что до 1999 г. работал первым заместителем министра финансов России, а с 2000 по 2004 г. возглавлял кабинет министров. С Михаилом Ходорковским он знаком, с Платоном Лебедевым нет, уточнил Касьянов. Он пояснил, что регулярно встречался с руководством девяти крупнейших нефтяных компаний, это были главные налогоплательщики страны.

Начало претензий

По словам экс-премьера, до 2003 г. специфических претензий к ЮКОСу не было никаких - они начались с памятной встречи РСПП с президентом Владимиром Путиным, когда Ходорковский заговорил о коррупции и обратил внимание на подозрительно крупную сумму, которую "Роснефть", возглавляемая  Игорем Сечиным и Сергеем Богданчиковым, заплатила в начале 2003 года за компанию "Северная нефть" Андрея Вавилова - $600 млн при оценке ее рынком максимум в $300 млн. "Реакция Путина была удивительной, - сказал Касьянов (цитата по "Ведомостям").  -  Он в резкой форме указал на то, что приватизация компании ЮКОС тоже была не слишком чистой. И с этих пор власть начала давить на бизнес".



Обвинения абсурдны

Экс-премьер заявил, что считает абсурдными предъявленные Ходорковскому и Лебедеву обвинения в хищении всех добытых ЮКОСом с 1998 по 2003 год 350 млн тонн нефти - это была примерно годовая добыча нефти в стране. "Говорить о хищении такого масштаба - мой ответ однозначно "нет", такого не может быть", - дал показания свидетель, указав, что деятельность всего нефтяного сектора тщательно контролировалась правительством (цитата по "Интерфаксу").

Адвокат Ходорковского Вадим Клювгант спросил Касьянова, скрывал ли ЮКОС результаты своей финансовой деятельности, на что тот ответил, что ЮКОС не только не скрывал их, но и был одной из первых компаний нефтяного сектора, начавшей публиковать отчеты. Свидетель сообщил суду, что деятельность ЮКОСа в инкриминируемый Ходорковскому и Лебедеву период не отличалась от деятельности восьми других крупнейших нефтяных компаний. "По объему уплаты налогов ЮКОС всегда был в середине или вверху девятки крупнейших компаний", - сказал Касьянов.

Политическая подоплека

Экс-премьер считает, что преследование Ходорковского и Лебедева политически мотивировано и обусловлено тем, что экс-глава ЮКОСа поддерживал оппозиционные партии. "К концу 2003 года у меня сложилось однозначное мнение: оба арестованы по политически мотивированным основаниям", - сказал Касьянов.

По его словам, он в письменном виде просил президента Путина разъяснить его претензии к ЮКОСу, на что Путин ответил, что они связаны с финансированием КПРФ. С слов экс-премьера, он говорил Путину, что такое дело очень нежелательно для России, ее экономики и инвестиционного климата. Ответ президента был кратким: "Генпрокуратура знает, что делает".



ЮКОС работал как все

Свидетель заявил, что ЮКОС, покупая нефть у дочерних компаний по цене значительно ниже той, что установлена на внешнем рынке, действовал в рамках обычной практики. "Об этом всем было известно, это не было закрытой информацией. Цены и сейчас ниже, иначе цена на бензин была бы как в Евросоюзе",  - заметил он. Между тем, по мнению гособвинения, Ходорковский, покупая нефть по заниженным ценам, таким образом совершал хищение. Цены на нефтепродукты в РФ ниже в два раза, чем в ближайших странах Европы, заметил Касьянов: "Это говорит о том, что пока РФ не является полностью страной с рыночной экономикой, и не полностью интегрирована в европейский рынок".

По словам экс-главы правительства, кабинет министров и другие органы власти осуществляли постоянный контроль в сфере экспортных цен и объема поставок нефти и налогообложения. "Взаимодействие с бизнесом было нормой для нашего правительства. Никаких докладов о нарушении закона ЮКОСом со стороны министерства экономики, министерства энергетики, министерства природных ресурсов и министерства по налогам и сборам до меня, как председателя правительства, не доходило", - отметил свидетель, добавив, что о претензиях со стороны силовых структур ему также ничего не известно.



Экс-премьер сообщил, что ему неизвестно о механизме формирования трансфертных цен на нефть в ЮКОСе. "Но это была общая практика - и сейчас остается таковой. Более того, разница трансфертных и внешних цен была прозрачной, а внутреннего рынка нефти в России как не было тогда, так нет и сейчас", - заявил Касьянов. Он отверг предположение обвинения, что отмена правительством зон льготного налогообложения была связана с тем, что некоторые компании уклонялись от налогов: "Нет, потому что это была политика правительства".

Выйдя из зала суда, Касьянов сказал журналистам, что нынешнее судилище - политическое шоу, не имеющее ничего общего с правосудием, и что кража 350 млн т нефти - это абсурд, "они издеваются, когда заставляют серьезно это обсуждать". Суд вызвал в качестве свидетелей также глав Сбербанка и Минпромторга Германа Грефа и Виктора Христенко. В то же время суд отказался вызвать для дачи показаний премьер-министра Владимира Путина и вице-премьеров Алексея Кудрина и Игоря Сечина. Как считает гособвинитель Валерий Лахтин, эти свидетели не смогут прояснить обстоятельства дела.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter