Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Казахстан предложил заменить Россию в поставках нефти в Белоруссию

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Эксперты считают это заявление политическим и труднореализуемым

Казахстан предложил заменить Россию в поставках нефти в Белоруссию
Пока Россия и Белоруссия отложили переговоры по поставкам нефти, в игру вступил Казахстан. Он предложил обеспечивать сырьем два НПЗ - Мозырский и "Нафтан-Полимир". Страна также хочет войти в уставный капитал заводов, интерес к которым проявляли российские "Лукойл" и "Роснефть". Впрочем, эксперты считают заявления Астаны политическими, а планы поставок неосуществимыми. Договориться о новых условиях поставок нефти в Белоруссию Москва и Минск собирались еще до Нового года, но не могут до сих пор. Пока же российский президент Медведев предложил Лукашенко гарантировать незыблемость поставок сырья в Европу.

Астана готова обеспечить загрузку Мозырского НПЗ и НПЗ "Нафтан-Полимир" "в любом количестве, которое они смогут принять", заявил посол Казахстана в Белоруссии Анатолий Смирнов. Правда, он не уточнил, как именно планируется осуществлять загрузку. По словам Смирнова, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уже обсуждал этот вопрос со своим белорусским коллегой Александром Лукашенко "и только высокие пошлины, которые были до создания Таможенного союза, мешали сторонам окончательно решить этот вопрос".

Хочет Астана и поучаствовать в приватизации белорусских НПЗ, чтобы в дальнейшем получить возможность экспортировать продукты переработки своей нефти в Западную Европу. В конце 2009 года Белоруссия оценивала "Нафтан-Полимир" в $3 млрд. О своем интересе к комплексу заявляли российские "Лукойл" и "Роснефть".

Аналитики, на которых ссылается "Коммерсант", называют заявления Казахстана политическими и отмечают, что с технической точки зрения осуществлять поставки из Казахстана в Белоруссию почти невозможно. К тому же на экспорт Казахстан продает нефть по мировым ценам, а Белоруссия готова закупать только по низким ценам, близким к внутрироссийским. По мнению экспертов, инициатива может быть связана также со стремлением Казахстана укрепить свои позиции в переговорах с Москвой о поставках казахской нефти в Россию.

Трудности переговоров

Напомним, Москва и Минск собирались договориться о новых условиях поставок нефти в Белоруссию еще до Нового года, но не могут до сих пор. Сейчас президенты обмениваются письмами, а дата очередных переговоров не назначена, говорит источник "Ведомостей". Сегодня поставки нефти и нефтепродуктов продолжаются со 100%-ной пошлиной, но Россия готова в нынешнем году беспошлинно поставить Белоруссии 6,3 млн тонн нефти, тогда как Минск просит 8 млн тонн. Распоряжение ФТС РФ о включении в цену российской нефти и нефтепродуктов, поставляемых в Белоруссию, стандартной экспортной пошлины вступило в силу со 2 января.

По этой причине суточная переработка нефти на каждом из двух белорусских НПЗ (Мозырский НПЗ и "Нафтан-Полимир") снизилась на 40% - с 30-31 тыс. тонн в декабре до 19 тыс. тонн по состоянию на 18 января. Сейчас загрузка заводов близка к минимальной из-за отсутствия новых контрактов на импорт нефти.

Запахло дорогим бензином

Нефтяной спор Беларуси и России, похоже, выходит боком белорусским автолюбителям. В правительстве рассматривается вопрос повышения в ближайшие время цен на бензин и дизельное топливо, что, в свою очередь, по цепочке приведет к росту цен на товары и услуги.

Как сообщает "Интерфакс-Запад" со ссылкой на анонимный источник в органах госуправления, концерн "Белнефтехим" предлагает повысить цены на нефтепродукты в среднем на 10%. Это объясняется убытками, которые несут нефтепереработчики от реализации автомобильного топлива на внутреннем рынке, а также ухудшением условий экспорта нефтепродуктов.

В "Белнефтехиме", как пишет БЕЛТА, повышение цен на автомобильное топливо в перспективе не исключают, но не с 21 января, как сообщали анонимные источники, и не на 10%, а меньше.

Успокоить Европу

Обострение российско-белорусских отношений в связи с энергетическими вопросами, похоже, начинает беспокоить ЕС. Вчера глава представительства Евросоюза в РФ Фернандо Валенсуэла выразил надежду, что эти проблемы не скажутся на транзите энергоносителей в Европу. В свою очередь российский президент Дмитрий Медведев на минувших выходных направил Лукашенко письмо об условиях поставок нефти. Он предлагает сделать совместное заявление правительств России и Белоруссии "о бесперебойном транзите российских энергоресурсов в Европу". К письму приложен и проект совместного заявления, в котором обе стороны гарантируют стабильность поставок российского сырья в Европу, уточнил "Ведомостям" чиновник одного из федеральных министерств.



Важна и публичная составляющая, добавляет чиновник правительства: в конце года первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко грозил российскому вице-премьеру Игорю Сечину забирать транзитную нефть, если Россия не будет поставлять беспошлинно требуемых Белоруссией объемов нефти. Если будет принято это заявление, то Белоруссия публично пообещает, что не станет этого делать, объясняет источник.

Ранее белорусская сторона заявляла, что если стороны не договорятся по нефтяным пошлинам, то тарифы на транзит нефти придется увеличить. Сейчас тариф на прокачку российской нефти на Запад составляет $3,9 за тонну. Через Белоруссию в Европу поставляется около 70 млн тонн российской нефти (10% потребления), отмечают аналитики. До окончания строительства БТС-2 оперативно перенаправить эти объемы проблематично. Наиболее уязвимы Польша, которая на 75% зависит от российского сырья, и Германия (15%).

Скидка на газ

Торгуется Минск и с "Газпромом", от которого ждет 25-30%-ной скидки на газ, апеллируя к декабрьским поручениям президентов Медведева и Лукашенко. Но "Газпром" менять контракт не готов. Цена для Белоруссии считается по формуле: стоимость газа в Европе минус 30% пошлины и разница в расходах на транспорт. И уже к полученному результату применяется скидка.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Состояние и перспективы нефтегазовой отрасли России: возможности для бизнеса в сфере ТЭК