Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Китай подхватывает мировой тренд и инвестирует $15 млрд в электромобили

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Страна объединяет силы всех госкомпаний, чтобы к 2012 году стать ведущим производителем электрокаров

Китай подхватывает мировой тренд и инвестирует $15 млрд в электромобили
Правительство Китая создало Ассоциацию производителей электромобилей, в которую вошли 16 крупнейших госкомпаний и исследовательских институтов. В их числе - сильнейшие автопроизводители Поднебесной China Faw, Dongfeng Motor, China Changan Automobile Group, производители аккумуляторных батарей и энергетическая компаня State Grid. Китай решил объединить усилия всех госкомпаний для достижения одной цели - к 2012 году стать одним из ведущих производителей электрокаров в мире.

Ассоциация производителей электромобилей в рекордные сроки должна построить собственную платформу электромобиля и разработать новые технологии для автопрома. Только в 2010 году на строительство технической платформы по развитию электромобилей будет выделено 1,3 млрд юаней. До 2012 года китайское правительство намерено инвестировать в производство электромобилей 100 млрд юаней, или почти $15 млрд. До конца августа Министерство информации и промышленности Китая представит проект развития энергосберегающих технологий и электромобилей в Государственный совет страны, пишет сегодня Associated Press.

Ассоциация намерена работать на благо всей китайской автоиндустрии. Сотрудничество с госкомпаниями, которые доминируют на рынке аккумуляторов и электроэнергии, позволит другим китайским автоконцернам запустить в будущем собственные электрокары. "Главное, что правительство хочет поддержать создание настоящей индустрии электромобилей", - говорит аналитик Guotai Junan в Пекине Чжан Хин. По его словам, сейчас в мире идет борьба за будущий рынок: кто получит ведущую роль на этом рынке электромобилей, кто задаст основные стандарты. "Китайский автопром отстает с технической точки зрения от передовых стран, однако это общее дело дает новые возможности и перспективы", - говорит Чжан.

На высшем китайском уровне еще в прошлом году был принят план, по которому Китай должен превратиться в одного из ведущих производителей гибридных и электрических автомобилей. Причем, сделать это планируется в течение всего трех лет - до 2012 года.

Развитие индустрии электромобилей должно решить и другие проблемы - снизить выбросы от автомобилей и улучшить экологическую обстановку в стране, а также сократить импорт дорогостоящей нефти. Правда, прогнозируемый рост продаж в этом году на 30% (до 17 млн штук) является фактором замедления прогресса в достижении этих целей.

На электрокарах ездят только чиновники

В Китае электрические автомобили уже выпускаются, однако лишь на совместных предприятиях с иностранцами, такими как General Motors, или с независимыми автопроизводителями, такими как BYD Auto, который является лидером по производству аккумуляторов. Собственных технологий у китайских компаний до сих пор нет.

Гибриды в Китае уже продаются, но электромобили покупаются главным образом для демонстрационных целей: основными покупателями электрокаров являются чиновники. Продажи электрокаров в Китае составляют лишь 5% от всех продаж легковых автомобилей.

Китай подхватывает общемировой тренд автопрома. Ряд крупных игроков, в частности, General Motors, Toyota, Nissan, Mitsubishi, уже заявили об инвестициях в разработку электрокаров.   

Китайцы созданы для электрокаров

Для развития электрокаров в Китае есть ряд положительных предпосылок. Например,  китайцы крайне редко совершают междугородние поездки на автомобилях. Ежедневные поездки на работу довольно короткие, и чаще всего из-за пробок - на невысоких скоростях. Такая картина хорошо вписывается в модели электромобилей, которые есть сейчас в Китае. Практически все они развивают максимальную скорость 60 миль в час, а подзарядка батареи требуется каждые 120 миль. Для китайцев с их ритмом жизни такие параметры являются вполне нормальными.

Однако электрический автопром сталкивается с рядом препятствий и здесь. Большинство китайских горожан живут в квартирах, где не могут устанавливать подзарядку для своих электрокаров, поэтому необходимо создание инфраструктуры - заправки для электрокаров.

Кроме того, литий-ионные батареи, на основе которых делают сегодня аккумуляторы для электромобилей, имеют в Китае плохую репутацию. В стране не редкость, когда поддельные литий-ионные аккумуляторы, встроенные в сотовые телефоны,  взрываются и  наносят ущерб их владельцу. Да и с подлинными батареями могут произойти взрывы, с чем столкнулась компания Sony в 2006 и 2008 годах: взорвались два ноутбука из-за перегрева этих батарей.

Еще одной проблемой является дороговизна литий-ионных батарей, что серьезно удорожает автомобиль. Впрочем, крупномасштабное производство может снизить стоимость аккумулятора и электродвигателя на 30% или 40%, уверен один из китайских производителей.

Китай намерен решать эти проблемы с помощью тех же инструментов, которые помогли ему в рекордные сроки пройти индустриализацию и организовать Олимпийские игры в Пекине: огромное количество энергии, денег и людей.

Так, производители попросили правительство помочь им довести себестоимость производства электрокаров до более приемлемого уровня. Китайское правительство в качестве эксперимента стало выдавать компаниям в пяти крупнейших городах субсидии на 60 тыс. юаней ($87 84) за каждый выпущенный электрокар. Кроме того, покупатели таких автомобилей могут получить скидку от дилера на 3000 юаней ($440).

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter