Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Китай завершает работу над поддельным Cy-27

Архив rb.ru
Николай

Николай

Китайцы, долго копировавшие российские Су-27 по лицензии, почти готовы наладить свое производство

Китай завершает работу над поддельным Cy-27
Китай почти готов наладить серийное производство улучшенных копий российских Су-27. Долгое время эти самолеты китайцы собирали по лицензии, закупая двигатели и другие запчасти в России. Теперь КНР почти готова поставить в серию свои двигатели. Если это произойдет, Россия может потерять до половины своего оружейного экспорта.

С 1992 г. Россия, как пишет газета "Ведомости", поставила в Китай 76 истребителей Су-27. В 1995 г. Москва разрешила Пекину собрать еще 200 этих самолетов по лицензии (собрано около ста). С 1996 г. их собирают в Китае под названием J-11. Основные узлы - двигатели, авионика в т.ч. радары, вооружение - закупались в России. Однако постепенно Китай начал увеличивать степень локализации производства, а также значительно модернизировал истребитель.

Так, различные источники указывают на то, что в начале 2000-х гг. модернизированный J-11, на 70% состоящий из китайских комплектующих, уже был оснащен улучшенным китайским радаром, мог нести ракеты китайского производства, а также получил возможность атаковать наземные цели. Позже китайцы почти полностью заменили все аналоговые приборы российского Су-27 бортовым компьютером с несколькими дисплеями.

Таким образом уже к середине 2000-х гг. самым главным компонентом, который не научились делать китайцы, был двигатель. Однако, похоже, что китайцы либо полностью справились, либо же стоят совсем близко к решению этой задачи. Так, официально работы над двигателем WS-10 c характеристиками, близкими к используемым на Су-27, были завершены еще в 2006 г.

Однако, как пишет газета "Ведомости" со ссылкой на сотрудника авиадвигателестроительного КБ, китайский WS-10 пока недостаточно надежен для серии. Появлявшиеся в китайской прессе данные говорят, что двигатель пока нельзя устанавливать на самолеты, хотя испытания с ним уже были проведены.

Более того, как утверждает источник, китайцы даже заключили в 2007 г. новый контракт на поставку 54 российских двигателей АЛ-31ФН (модификация АЛ-31Ф) и обсуждают закупки усовершенствованного АЛ-31Ф-М. Видимо, это произошло после того, как в Пекине поняли, что пока не способны создавать полностью собственный Су-27. Тем не менее, собственный двигатель у Китая уже есть, и можно предположить, что рано или поздно он будет доведен до ума.

Всего по данным на 2004 г., в Китае насчитывалось около 160 самолетов Cy-27 российского производства и около 100 машин местной сборки.

Между тем, в 2007 г. поставки боевых самолетов и оборудования дали около 50% экспортной выручки "Рособоронэкспорта" ($6,2 млрд). При этом, как заявил газете "Ведомости" Константин Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий, если китайцы научатся делать аналог Су-27 серийно, они смогут вытеснить Россию с рынков третьих стран.

Китай давно производит лицензионные, а также безлицензионные аналоги советских самолетов. Истребители J-6 и J-7 созданы на основе МиГ-19 и МиГ-21, бомбардировщик H-6 - аналог Ту-16, транспортные самолеты Y-5, Y-7 и Y-8 - подражание Ан-2, Ан-24 и Ан-12.

Тема нелегального копирования российского оружия возникает не первый раз. Например, по оценке Рособоронэкспорта, российская экономика ежегодно теряет на пиратском тиражировании различных модификаций автомата Калашникова до $2 млрд. В свое время лицензии на производство АК-47 и его модификаций были переданы 18 странам. Однако срок их действия закончился еще в конце 1980-х - начале 1990-х гг.

Но одно дело рынок стрелкового оружия, где серии исчисляются миллионами штук, и совсем другое - рынок современных реактивных самолетов, где стоимость одной машины может достигать четырех-пяти десятков миллионов долларов.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Китайский банк Chouzhou остановил расчёты с Россией: что произошло и стоит ли паниковать. Мнение эксперта
  2. 2 В 2024 году объемы белой доставки из Китая превысят карго: цифровой рубль, «Честный знак» и еще пять предпосылок