Китайские автомобили теряют российский рынок

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

Их доля на российском рынке сократилась до уровня 2006 г.

Китайский автопром, казавшийся последние годы главной угрозой отечественного автопрома, начал снижать темпы роста. Такой вывод содержится в опубликованном сегодня маркетинговом отчете аналитического агентства "Автостат".  Нейтрализовать китайскую угрозу на автомобильном рынке удалось не без помощи российского правительства, отмечают эксперты.

"Автостат" опубликовал в пятницу маркетинговый отчет "Автопром Китая и его экспансия на российский рынок". В этом году темпы прироста продаж китайских автомобилей упали. По итогам первого полугодия их доля на рынке иномарок сократилась до уровня 2006 г. и составила 2,4%. По итогам всего 2008 г. продажи китайских автомобилей упадут почти на 14% до 50 тыс. штук, прогнозирует агентство "Автостат".

Еще недавно многие эксперты пророчили китайским производителям светлое будущее на фоне агрессивной экспансии. Нынешнюю ситуацию эксперты агентства объясняют рядом мер, которые предпринимает российское правительство в поддержку отечественного автопрома. Константин Романов из ИК "Финам" объясняет снижение доли китайских брендов в России, прежде всего,  прекращением сборки Chery на "Автоторе".

Как устранялась угроза

Все сборочные проекты китайцев, в том числе существующие, нельзя назвать полностью успешными, говорят в "Автостате".  "Главная причина в том, что ни один из них так и не получил в свое время таможенных льгот на работу в режиме промсборки. Ведь в российском правительстве существовал негласный запрет на предоставление этого режима автопроизводителям из Поднебесной", - говорят эксперты агентства.  Другие западные автоконцерны такое право получили. И теперь они имеют возможность снижать цены на выпускаемые в России иномарки. Так, в этом году подешевели Skoda Octavia и Toyota Camry российской сборки. Ford обещает снизить цену на Ford Mondeo, когда модель поступит на конвейер во Всеволожске.

У китайцев, собирающих машины в России, возможности снизить цены нет, так как им приходиться уплачивать высокие таможенные пошлины. Нереализованными оказались планы "Инком-авто" и Geely выйти на производство на "АМУРе" 30 тыс. седанов Geely Otaka. В прошлом году было собрано всего 3500, а продано 2500 этих автомобилей, а в этом году Geely отдало дистрибьюторские права другому партнеры - "Рольфу". 



Точечный удар

Второй удар был нанесен по лидеру среди китайцев - автоконцерну Chery. Компания оказался в выигрышной ситуации, организовав несколько лет назад сборку трех моделей Chery Amulet, "паркетник" Chery Tigga и седан Fora A21 на калининградском "Автоторе".  Завод работает в особой экономической зоне, поэтому получает таможенные льготы и без соглашения о промсборке. В итоге Chery сумела предложить очень привлекательные цены для потребителей, и ее продажи начали расти сумасшедшими темпами: с 500 машин в 2005 г. до более 12 тыс. в 2006 г. и до целых 37 120 машин в прошлом году. В этом году ожидался не менее впечатляющий рост. Если бы не неожиданный отказ "Автотора" от сотрудничества с Chery в марте этого года. Самый популярный в нашей стране китайский бренд сразу снизил продажи на 47% (по итогам первого полугодия). Этому событию предшествовала настоящая война отечественного автопрома и правительства с "Автотором".  Его чуть было не лишили всех тех преференций, которые он имеет благодаря расположению в особой экономической зоне. Гендиректор "Автотора" не раз заявлял, что запрет отверточной сборки поставит крест на предприятии. После расторжения всяких отношений с китайцами, вопрос о лишении "Автотора" каких-либо льгот затих.  

Новые правила

В этом году жизнь китайских автомобилей в России существенно усложнилась из-за некоторых новшеств. Введение новых экологических стандартов Евро-3 обернулось уходом с рынка двух компании: Changfeng и Tianye. Ужесточение правил сертификации и увеличение затрат на ее получение до $150 тыс., лишило многих китайцев возможности пройти сертификацию (ОТТС). Недавно  правительство приняло постановление о повышении ввозных пошлин на готовые кузова в размере 15% таможенной стоимости, но не менее 5000 евро за одну штуку. Это новшество делает сборку китайских автомобилей абсолютно невыгодной.

Угроза тает

Таким образом,  угроза "АвтоВАЗа" в лице китайского автопрома начинает таять. Впрочем, совсем списывать со счетов производителей из поднебесной не стоит, считают в "Автостате". Развитие  внутреннего рынка КНР ведет не только "к быстрому повышению качества и конкурентоспособности автомобилей из Поднебесной, но и вынуждает китайский автопром искать пути выхода на экспортные рынки", - говорят в "Автостате". К тому же, в Россию продолжают приезжать новые китайские бренды. Так, в этом году дебютировала марка Maple (дистрибьютор "Рольф"), а в октябре стартовали продажи компактного хэтчбека Chana Benni. "Финансовый кризис сейчас может сыграть в пользу дешевых китайских авто", - добавляет аналитик ИК "Финам" Константин Романов.



Другое дело, добавляет Романов, что для занятия сильных позиций на рынке им нужно местное производство, а здесь пока существенных подвижек нет. "Правительство, которое не особо дружественно к китайским компаниям, пока может несколько приостановить их экспансию на российский рынок. Однако в перспективе 3-5 лет ситуация может измениться", - говорит RB.ru аналитик. Эксперты агентства "Автостат" прогнозируют, что с 2010 г. китайские автомобили могут снова выйти на 50-60%-й рост продаж. По их прогнозу, к 2012 г. их суммарный объем продаж вырастет до 380-400 тыс. автомобилей в год, что сопоставимо с половиной сегодняшних объемов продаж "АвтоВАЗа".  
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Промышленная кибербезопасность: цифровая трансформация — вызовы и возможности
19 сентября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase