Китайский конкурент российского SSJ-100 совершил первый полет

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

Сегодня китайский лайнер ARJ-21 впервые взлетел в воздух

Первый полностью китайский пассажирский самолет ARJ-21 сегодня впервые поднялся в небо. В начале ноября Китай сумел продать двадцать пять этих машин американской компании General Electric Commercial Aviation Services, что выглядит сенсацией. Китайский производитель самолетов AVIC уже дышит в спину компании "Гражданские самолеты Сухого" с ее новинкой SSJ-100.

Испытания китайского самолета ARJ-21 прошли на аэродроме в округе Баошань на севере Шанхая. Лайнер, который получил имя "Сянфэн" ("Летящий Феникс"), поднялся в воздух, набрал высоту 900 метров и пробыл в воздухе около часа. По словам представителей китайской авиационной корпорации AVIC - создателя лайнера, этот максимум был установлен для первого полета в целях безопасности.

ARJ-21, первый полностью китайский гражданский самолет (как говорят его создатели), производится на предприятиях Shanghai Aircraft Manufacturing Factory, дочернего подразделения AVIC. Правда, к его проектированию приложили руки также специалисты украинского НТК "Антонов" (участвовали в разработке крыльев) и американской General Electric (двигатели). Впрочем, для авиационной отрасли такое международное сотрудничество уже стало нормой.

Братья по крыльям

ARJ-21 является одноклассником, а, значит, прямым конкурентом отечественной новинки Sukhoi SuperJet-100. И для России, и для Китая их детища - первые ласточки в гражданской авиации. С той лишь разницей, что SSJ-100 - это первая новая модель в отечественной гражданской авиации с советских времен. А для Китая ARJ-21 - это вообще первый собственный гражданский лайнер, до него страна ничего подобного самостоятельно не создавала. Но, как известно, китайцы быстро учатся.

Оба самолета, способные перевозить 70-110 пассажиров, предназначены для региональных перелетов. У них одинаковая крейсерская скорость - 830 км/ч. Даже стоят обе новинки одинаково - около $29 млн. Амбиции у создателей этих лайнеров тоже мало чем отличаются. И россияне, и китайцы хотят покорить своими новинками весь мир.


Бразильская Embraier и канадская Bombardier, нынешние лидеры регионального сегмента мирового авиастроительного рынка, каких-нибудь пять лет назад вряд ли подозревали, что у них могут появиться конкуренты из России и Китая. А скоро в борьбу может ввязаться еще и Япония, которая начала разрабатывать свой региональный гражданский лайнер. Впрочем, японский проект пока еще далек до завершения, а вот SSJ-100 и ARJ-21 буквально наступают друг другу на пятки: первый испытательный полет российской машины был проведен в мае 2008 г.

Кто сильнее

Впрочем, российский проект чуть-чуть впереди. ARJ-21 сегодня взлетел в первый раз, хотя должен был сделать это еще в прошлом году. А наш SSJ-100 не только летает более полугода, но и уже начал проходить сертификационные испытания. Оба самолета по обновленным планам должны начать коммерческую эксплуатацию в следующем году. У SSJ-100 стать первым в этом плане шансов пока больше.

Еще одна общая черта двух самолетов в том, что оба проекта пользуются сильной государственной поддержкой. Поэтому и портфели заказов у них преимущественно состоят из заявок от локальных авиакомпаний. За три года SSJ-100 подписал 98 твердых контрактов общим объемом более $2,5 млрд. Из них 35 контрактов подписаны с европейскими авиакомпаниями. Портфель контрактов ARJ-21 до недавнего времени составлял 206 лайнеров, однако у него не было ни одного заказа от западных перевозчиков. Но в начале ноября на Китайском международном автосалоне-2008 был подписан крупный контракт на 25 лайнеров ARJ-21 общей стоимостью 5 млрд юаней ($733 млн). Заказ сделала американская лизинговая компания GECAS, принадлежащая концерну General Electric. Здесь можно говорить о серьезной поддержке Китая его американскими партнерами (GECAS), которые разрабатывают двигатель для лайнера. Российскую новинку поддерживают итальянцы - Alenia Aeronautica, которые создали СП для продвижения и обслуживания модели за рубежом.

Общий враг

Кому в итоге покорится мировой рынок авиастроения, сказать по-прежнему сложно. Оба лайнера еще как минимум один-два года будут конкурировать не между собой, а с общим врагом - кризисом, негативно отразившимся на авиационной отрасли.

"Вряд ли каждый из этих самолетов в ближайшее время сможет рассчитывать на большие заказы от иностранных авиакомпаний из-за спада в отрасли", - говорит RB.ru отраслевой аналитик Rye, Man & Gor Securities Ленар Хафизов. Этот год был очень сложным для авиаторов. Сначала из-за резкого роста цен на авиатопливо снизились прибыли авиакомпаний во всем мире, многие работали в убыток, рассказывает Хафизов. А сейчас ситуация обострилась из-за финансового кризиса: из-за недостатка средств авиакомпании уже не могут себе позволить покупать лайнеры в лизинг, хотя ранее так закупалось до половины новых машин. На мировом авиастроительном рынке - резкий спад продаж и производства. Boeing и Airbus уже заявили о возможности сокращения объемов выпуска. "В первой половине 2009 года продажи и объемы производства еще больше упадут", - делится ожиданиями эксперт.

Имеющихся объемов заказов как на SSJ-100, так и на ARJ-21, недостаточно для успешности проектов, считает Хафизов. "Если спрос на самолеты не оживет к осени следующего года, то это вообще поставит под сомнение целесообразность их производства", - добавляет аналитик. По его оценкам, чтобы отбить инвестиции в создание SSJ-100, необходимо продать 400 самолетов, то есть в четыре раза больше существующего сегодня объема заказов.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Web Summit 2017
6 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase