Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Когда миссия становится невыполнимой

Архив rb.ru

В современном управлении нет понятия с более трудной судьбой, чем миссия

Когда миссия становится невыполнимой

В современном управлении нет понятия с более трудной судьбой, чем миссия. И все почему? У кого-то когда-то получилось сказать об этом  и понеслось по всем презентациям, буклетам, статьям и книгам. Вот и сложилась мода. Уже случается, иной предприниматель сам досадует: "На кой мне эти словеса?!". И тут же ему напомнят: "Ну как же, все пишут. А мы хуже?".

Вхожу в центральный офис вполне культурной, развитой компании - под потолком огромного вестибюля высотой метров 15 такой текст: миссия нашей компании - наилучшее удовлетворение потребностей наших клиентов в таких-то приборах. На ходу спрашиваю встретившего меня помощника генерального: "Ведь если вы будете удовлетворять эти потребности не лучшим образом, то вылетите с рынка, не так ли?". В ответ типичнейшая реакция - смущенная улыбка, дескать, вы ж понимаете, игра такая, все что-то подобное пишут. Сегодня откроешь едва ли не любой буклет, даже малой провинциальной фирмы - обязательно наткнешься на "Мы создаем тепло в домах" (это про обогревательные приборы). Заглянешь в другой - изящным шрифтом еще банальность: "Мы делаем женщин прекрасными" - (косметика). Часто деловые люди и сами с неприязнью относятся к такой "поэзии" и искренне недоумевают: зачем все это, ведь никакой полезной информации? Давайте разбираться.

Исконно миссия есть послание о предназначении. В истории было немало людей, организаций, движений, которые видели смысл своей жизни в донесении какой-то идеи, новшества до сограждан или иных народов. Постепенно это слово проникло в бизнес и стало означать специальное воздействие на окружающую социальную среду помимо прямой прибыли и даже за счет нее. Тут имеется в виду служение обществу, готовность чем-то поступиться ради высокой цели. Самыми известными миссионерами становятся крупные предприятия. Один из наших нефтяных гигантов вполне серьезно обсуждал свою роль в формировании среднего класса в России. Сделать мир большой деревней, где все друг другу соседи, - так понимает свое назначение Microsoft.

Я сам участвовал в разработке миссий градообразующих заводов, где мы честно и с пониманием ответственности брали на себя обязательства улучшать экологию, заботиться о заводских пенсионерах или ни в коем случае не продавать пионерлагерь. В этом смысле миссия понималась как долг предприятия перед населением, своим персоналом за пределами рентабельности. Крупные предприятия в силу своих масштабов очень влиятельны. И органы власти, гражданские объединения прямо-таки требуют от них участия в социальных программах. Вряд ли такие навязанные цели можно считать миссией - скорее это плата за масштаб, за то место, которое объективно занимает данный бизнес.

Зададимся вопросом: разве только крупному бизнесу свойственно миссионерство? Нет. В конце 1980-х был у меня клиент - кооператив с названием "Город". Его глава задался целью доказать, что московские овощные базы могут вполне обходиться наемной рабочей силой без принудительного труда студентов, научных работников и инженеров. Его вполне рентабельный бизнес в том и состоял: он формировал бригады желающих заработать, заключал договоры с овощными базами и крупными магазинами. И доказал-таки!

Сейчас у нас появляется новый вид миссионерских организаций: профессиональные, деловые объединения предпринимателей, специалистов, создаваемые для оздоровления своего рынка, развития своей профессии. Во главе и в составе их люди, которые больше других озабочены некоторыми злоупотреблениями и прочими дурными тенденциями в сфере их деятельности. Да, они тратят свое личное время и средства на разработку кодексов честного бизнеса, стандартов профессионализма, проводят добровольную сертификацию фирм и индивидуальных участников конкретного рынка.

По моим собственным оценкам, не более 2-3% компаний нуждаются в разработке миссии и относятся к ней искренне и с достаточным пониманием смысла. В остальных случаях это модное украшение с оттенком цинизма. Могу назвать два самых распространенных варианта искажений в формулировке миссии нашими бизнес-организациями. Во-первых, это сведение миссии к специфике своей работы и места на рынке. Во-вторых - сведение миссии к лозунгу. Например: "Наша миссия - забота о клиентах и верность партнерам". Любая ценная идея от массового употребления стирается, упрощается до оглупления. Увидите, скоро выражение "миссия бизнес-организации" по всем этим причинам станет просто неприлично употреблять. А жаль. Ведь понятие очень ценное, но только на своем месте.

Аркадий Пригожин

Опубликовано в газете "Ведомости" 8 февраля 2006 года

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Лучшие VR и AR-устройства в 2024 кроме Apple Vision Pro
  2. 2 Как купить подписку Game Pass в России
  3. 3 Искусственный интеллект vs SEO: кто кого?
  4. 4 Опционы как мотивация для IT-работников. Как это работает?
  5. 5 Почему даже у Facebook и Google не взлетают продукты?