В России больше других искажают отчетность страховщики и компании-участники тендеров на госзаказы
Присоединиться
Многие компании в США подтягивают показатели своих квартальных отчетов под ожидания инвесторов. К такому выводу пришли ученые Стэнфордского университета, проанализировав порядка полумиллиона квартальных отчетов за период в 27 лет. В России компании также часто "подрисовывают" отчетность, особенно это характерно для страховщиков, которым необходимо подтверждать размеры капитала, а также для компаний, участвующих в тендерах.
Округление показателей прибыли способно повысить привлекательность компаний в глазах инвесторов, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на исследование, проведенное профессором юриспруденции Джозефом Грандфестом из Стэнфордского университета. В рамках исследования ученые проанализировали 489 тысяч отчетов от 22 тысяч компаний с 1980 по 2006 год, причем показатели в отчетах были отслежены с точностью до 0,1 цента.
Такой глубокий анализ показал, что компании имеют привычку завышать свои показатели выручки на одну-две десятых цента, что позволяет им округлить конечные результаты до более высоких цифр. Например, если фактическая прибыль у компании составляла 24,3 цента на акцию, то сначала ее подправляли до 24,5 цента на акцию, а затем округляли до 25 центов.
Практика же показывает, что, как правило, инвесторы отдают предпочтение акциям компаний, которые демонстрируют более высокие результаты, пусть изменения исчисляются даже 1 центом, и, соответственно, избавляются от акций компаний, которые не дотягивают до прогнозируемых ранее показателей.
По словам Грандфеста, который ранее был сотрудником Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) США, бухгалтерские уловки, которые предпринимают компании, вполне легальны, даже если они приводят к тому, что в отчетах прибыли в размере на акции повышаются. В большинстве случаев, это осуществляется за счет показателей товарно-материальных запасов, которые довольно сложно оценить, или резервов на случаи невыплаты долгов. И если в расчете на компанию, особенно небольшую, эффект округления заметен не сильно, то в масштабах страны он исчисляется миллионами долларов.
К своим заключениям авторы исследования пришли на основе того простого факта, что при статистическом анализе десятичных долей они крайне редко встречали на последнем месте цифру 4 - реже, чем какую-либо другую, и существенно реже, чем требует теория вероятности. В теории, каждая из цифр должна встречаться примерно в 10% случаев. Однако, по факту 4 встречалась на последнем месте только в 8,5% случаев - так же редко встречались 2 и 3, тогда как остальные цифры встречаются чаще, чем можно ожидать.
Более того, исследователи из Стэнфорда пришли к выводу, что компании, которые впоследствии попадаются на подделке бухгалтерских счетов или пересматривают свои ранние отчеты о выручке, существенно реже других используют в своих счетах цифру 4. Ученые назвали этот эффект "квадрофобией" и, по словам Грандфеста, он является "ключевым индикатором" того, что у компании могут появляться проблемы с отчетностью.
The Wall Street Journal в качестве примера проанализировала отчетность компании Dell. В показателях по прибылям в расчете на акцию этого известного производителя компьютеров цифра 4 в качестве десятичной доли не встречалась ни разу с момент первичного размещения в 1988 году до 2006 года. Вероятность, что это является результатом случайности, составляет 1 из 2500. В 2007 году Dell задним числом пересмотрела свои результаты за 2003-2006 года, снизив общий доход за этот период на $92 млн, чтобы скорректировать "ошибку в оценке дохода". В представленном в SEC рапорте компания заявила, что сотрудники компании, чьи имена не называется, подделали квартальные результаты, чтобы привести их в соответствие с поставленными задачами.
В России "внаглую" искажают показатели
В России, где уровень публичности бизнеса в основной своей массе крайне низок, многие компании также "грешат" приукрашиваем отчетности, правда, в отличие от американских фирм речь идет не о банальном округлении, да и цели по большей части преследуются совершенно иные. Особенно в этом смысле отличаются компании страхового сектора, которым нужно подтверждать размер уставного капитала, который должен быть достаточен для покрытия страховых рисков.
Как рассказала в беседе с RB.ru начальник отдела бухгалтерского учета аудиторской фирмы "РосАудит" Елизавета Стрегина, "подрисовывают" отчетность большинство страховых компаний, но в первую очередь речь идет не о крупных страховщиках, а о фирмах небольших размеров с малыми оборотами, которые явно не смогут расплатиться по страховым случаям. По словам аудитора, помимо страховщиков очень часто прибегают к искажению отчетности компании, которые участвуют в различных тендерах, в особенности по госзакупкам. Также в качестве причины для подделки бухгалтерских балансов и искажения отчетности выступает необходимость получения кредитов.
Округление показателей прибыли способно повысить привлекательность компаний в глазах инвесторов, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на исследование, проведенное профессором юриспруденции Джозефом Грандфестом из Стэнфордского университета. В рамках исследования ученые проанализировали 489 тысяч отчетов от 22 тысяч компаний с 1980 по 2006 год, причем показатели в отчетах были отслежены с точностью до 0,1 цента.
Такой глубокий анализ показал, что компании имеют привычку завышать свои показатели выручки на одну-две десятых цента, что позволяет им округлить конечные результаты до более высоких цифр. Например, если фактическая прибыль у компании составляла 24,3 цента на акцию, то сначала ее подправляли до 24,5 цента на акцию, а затем округляли до 25 центов.
Практика же показывает, что, как правило, инвесторы отдают предпочтение акциям компаний, которые демонстрируют более высокие результаты, пусть изменения исчисляются даже 1 центом, и, соответственно, избавляются от акций компаний, которые не дотягивают до прогнозируемых ранее показателей.
По словам Грандфеста, который ранее был сотрудником Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) США, бухгалтерские уловки, которые предпринимают компании, вполне легальны, даже если они приводят к тому, что в отчетах прибыли в размере на акции повышаются. В большинстве случаев, это осуществляется за счет показателей товарно-материальных запасов, которые довольно сложно оценить, или резервов на случаи невыплаты долгов. И если в расчете на компанию, особенно небольшую, эффект округления заметен не сильно, то в масштабах страны он исчисляется миллионами долларов.
К своим заключениям авторы исследования пришли на основе того простого факта, что при статистическом анализе десятичных долей они крайне редко встречали на последнем месте цифру 4 - реже, чем какую-либо другую, и существенно реже, чем требует теория вероятности. В теории, каждая из цифр должна встречаться примерно в 10% случаев. Однако, по факту 4 встречалась на последнем месте только в 8,5% случаев - так же редко встречались 2 и 3, тогда как остальные цифры встречаются чаще, чем можно ожидать.
Более того, исследователи из Стэнфорда пришли к выводу, что компании, которые впоследствии попадаются на подделке бухгалтерских счетов или пересматривают свои ранние отчеты о выручке, существенно реже других используют в своих счетах цифру 4. Ученые назвали этот эффект "квадрофобией" и, по словам Грандфеста, он является "ключевым индикатором" того, что у компании могут появляться проблемы с отчетностью.
The Wall Street Journal в качестве примера проанализировала отчетность компании Dell. В показателях по прибылям в расчете на акцию этого известного производителя компьютеров цифра 4 в качестве десятичной доли не встречалась ни разу с момент первичного размещения в 1988 году до 2006 года. Вероятность, что это является результатом случайности, составляет 1 из 2500. В 2007 году Dell задним числом пересмотрела свои результаты за 2003-2006 года, снизив общий доход за этот период на $92 млн, чтобы скорректировать "ошибку в оценке дохода". В представленном в SEC рапорте компания заявила, что сотрудники компании, чьи имена не называется, подделали квартальные результаты, чтобы привести их в соответствие с поставленными задачами.
В России "внаглую" искажают показатели
В России, где уровень публичности бизнеса в основной своей массе крайне низок, многие компании также "грешат" приукрашиваем отчетности, правда, в отличие от американских фирм речь идет не о банальном округлении, да и цели по большей части преследуются совершенно иные. Особенно в этом смысле отличаются компании страхового сектора, которым нужно подтверждать размер уставного капитала, который должен быть достаточен для покрытия страховых рисков.
Как рассказала в беседе с RB.ru начальник отдела бухгалтерского учета аудиторской фирмы "РосАудит" Елизавета Стрегина, "подрисовывают" отчетность большинство страховых компаний, но в первую очередь речь идет не о крупных страховщиках, а о фирмах небольших размеров с малыми оборотами, которые явно не смогут расплатиться по страховым случаям. По словам аудитора, помимо страховщиков очень часто прибегают к искажению отчетности компании, которые участвуют в различных тендерах, в особенности по госзакупкам. Также в качестве причины для подделки бухгалтерских балансов и искажения отчетности выступает необходимость получения кредитов.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 АВС-лиды: что это, зачем нужно и как влияет на прибыль бизнеса
- 2 Сайт аэропорта: 10 сервисов для удобства пассажиров и роста выручки компании
- 3 Как сохранить и приумножить капитал в нестабильное время
- 4 План Б: где россиянам еще можно получить гражданство и ВНЖ за инвестиции
- 5 Стамбул для инвесторов: обзор 5 районов, открытых для инвестиций
ВОЗМОЖНОСТИ
29 марта 2024
31 марта 2024
31 марта 2024
Популярное
Лонгриды
Топ лучших смартфонов 2024 года
Списки и рейтинги