Компаниям нужна креативность

Расскажите друзьям

Как развить творческие способности организации

Кризис заставил компании экономить. «По сути, перед организациями стоит задача делать больше меньшими средствами», - пишет в своей статье профессор Манчестерской школы бизнеса Марк Бейти. Выход он видит в том, чтобы найти новые способы работы, основой которых должен стать творческий подход.

Сокращение бюджетов

Как известно, по всему миру организации государственного сектора столкнулись с широкомасштабным сокращением бюджетов при сохранении объема работы. В Великобритании подобное сокращение может превышать 40%.

По сути, перед организациями стоит задача делать больше меньшими средствами. Традиционный подход, подразумевающий урезание расходов, здесь не сработает. Сокращения бюджета ради эффективности не позволят поддерживать должный уровень обслуживания. Нужно найти совершенно новые способы работы, и их основой должен стать творческий подход. Нам нужна креативность всех сотрудников, на всех уровнях организации. И конечно, она должна быть интегрирована в организационную культуру и климат, призванные поддерживать и питать творчество и инновации. Для крупной организации с ее бюрократическими процедурами и большим числом заинтересованных сторон, вовлеченных в процесс, - это непростая задача.

План действия

1. Развивайте творческий потенциал сотрудников

Творческий потенциал отдельного человека - это совокупность множества разнообразных качеств. И хотя есть люди, более склонные к творчеству, стать более креативным может каждый.

Процесс этот должен начинаться с самоанализа. Вместо того чтобы спрашивать: «Есть ли у меня творческий потенциал?», нужно задавать себе вопрос, в чем состоит ваш творческий потенциал, и что вы можете сделать, как подойти к решению проблемы. Как и в любом тренинге, работа начинается с постановки диагноза. Тренер по теннису, например, для начала попросит сделать несколько ударов, показать, что вы умеете, и только потом наметит, над чем нужно поработать.

Так же и с творчеством. Нужно понять, в чем состоит наш естественный подход и как он влияет на креативность, а не пытаться определить, способны ли мы в принципе к творчеству.

Чтобы облегчить задачу, предлагаю использовать определенный алгоритм. Сначала нужно определить, как у людей возникают идеи, много ли их, в какой форме они появляются, когда и так далее. Затем перейти к оценке индивидуальных качеств, связанных с творчеством: любознательности, нацеленности на исследование внутреннего мира идей и внешнего мира мнений и опыта. Возможно, вы открыты всему новому, приемлете неоднозначность и способны управлять состоянием «незнания» во время процесса творчества.

От создания идеи и личных качеств переходим к мотивам. Что вами движет? Сильное желание, потребность решить задачу, а возможно, вы заряжаетесь от взаимодействия с остальным миром или у вас есть мечта достичь чего-то, что позволит выйти за установленные границы или задавать сложные неудобные вопросы.

И наконец - уверенность в собственных силах. Достаточно ли люди уверены в себе, чтобы подойти к решению проблем творчески? Хватает ли им уверенности, чтобы поделиться с окружающими незрелыми идеями? И верят ли они в то, что их идеи могут быть воплощены в жизнь?

Преимущество предлагаемого метода состоит в том, что он не делит людей на «творческих» или «не творческих», а позволяет увидеть, каким образом вы можете влиться в процесс инноваций. В творческом процессе положительную роль может сыграть каждый. Так, отличающиеся оригинальностью и быстротой мышления люди нужны, когда речь идет о выдвижении новых идей и стратегий, но они могут стать помехой, когда дело дойдет до внедрения.

2. Сформируйте творческие команды 

Творчество должно стать коллективным, ведь всем нам доводится много работать в группах. И здесь особое значение приобретает разнообразие. Как правило, творческие команды объединяют людей с разными личными качествами, разным опытом, ценностями и способностями.

Таким образом, чтобы получить максимум пользы от рабочих групп, нужно удостовериться, что они достаточно разнообразны. Откуда взяться креативности, если все примерно одинаковы, например, белые мужчины среднего возраста с университетским образованием и опытом работе в финансовой сфере! Так что создавая «Комитет по инновациям», позаботьтесь о его разнородности. Это правило применимо и к другим командам!

Кое-что очевидно и легко достижимо: возраст, пол, опыт работы и так далее. А с чем-то придется повозиться - тип мышления, личные качества, мотивация, ценности и так далее. Просто постарайтесь создать правильную «смесь».

3. Создайте креативную корпоративную культуру

При создании креативной организации придется поработать с отдельными сотрудниками, чтобы развить их творческий потенциал; и сформировать творческие команды, чтобы справиться с задачами, стоящими перед организацией. Однако есть еще один важный вопрос - это организационная культура или «то, как мы здесь работаем».

Если у сотрудников есть возможность проявлять творческие способности, и их поощряют более творчески взаимодействовать друг с другом, то все это должно поддерживаться креативной организационной культурой.

Поощряют ли менеджеры и руководители новые идеи и подходы? Какова реакция на ошибки? Как быстро претворяются в жизнь удачные идеи? Что считается пустой тратой времени? Подавляет ли бюрократия стремление к новому? Награждаются ли творческие усилия?

Итак, справиться со сложной задачей сохранения уровня обслуживания при существенном сокращении бюджетов можно одним простым способом - внедрением творческого подхода. А подход этот, в свою очередь, лежит на трех китах: развитии творческого потенциала каждого сотрудника, создании творческих команд и формировании организационной культуры все это поддерживающей. Очевидно, что относительно просто все это выглядит только на бумаге.



Комментарии

  • Алексей Прокопов 23:59, 13.08.2010
    0
    Поощряют ли менеджеры и руководители новые идеи и подходы? Какова реакция на ошибки? Как быстро претворяются в жизнь удачные идеи? Что считается пустой тратой времени? Подавляет ли бюрократия стремление к новому? Награждаются ли творческие усилия? Да, несомненно, всегда, в первую очередь. За ворота, без объявления причин. Забыли про Поручика РЖЕВСКОГО? Его знаменитое: МОЛЧАТЬ скоты! На одну только возможность появления мысли.
  • maria_p
    Алексей Прокопов maria_p 08:25, 16.08.2010
    0
    Алексей, к счастью, не везде так.
  • Юлия Зраенко 18:57, 16.08.2010
    0
    Вот думаю, что для российского государственного сектора это просто нереально... Не могу себе представить чтобы наш ген.директор искал в каждом творческий потенциал))) Вся работа выполняется "ржавой лопатой" лишь бы скорее бабла срубить по гос.контракту. А потом просто написать отчет, а если "заказчика" он не устроит, то еще отчет на отчет... ни о каком качестве работ речи не идет(((
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Web Summit 2017
6 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase