Компьютерщики научились переселять души

Расскажите друзьям
Владимир
Владимир

Новые технологии позволяют сделать "внетелесные переживания" доступными каждому

  Ученые научились с помощью видеокамер и виртуальных шлемов создавать у людей иллюзию "выхода души из тела" - ощущение, о котором нередко рассказывают те, пережил клиническую смерть. Эксперты говорят, что последние опыты могут дать серьезный толчок для развития медицины и компьютерных игр.

Как сообщает журнал Science, опыты проводили независимо друг от друга группы ученых в Лондоне и Лозанне. В обоих случаях на головы испытуемых надевались шлемы с небольшими видеомониторами, на которые транслировалось изображение с установленных неподалеку камер. В результате, люди видели себя как будто со стороны.

"Внетелесные переживания" для каждого

Для усиления иллюзии использовалась тактильная стимуляция - по спине человека водили шестом. У испытуемого же, который видел себя со стороны, создавалось устойчивое ощущение, что видит себя со стороны. В одном из экспериментов его участники видели, как молоток опускается на невидимый  участок их виртуального тела. Как говорили волонтеры, в этот момент им было страшно.

Как объясняет доктор Мэтью Ботвинник, специалист нейробиологии из Принстона, "ощущение собственного тела" создается благодаря множественным сенсорным потокам. Обычно эти сенсорные потоки, которые включают в себя зрение, осязание, чувство равновесия и чувство расположения тела в пространстве, органично переплетаются, говорит Ботвинник. Но если информация, поступающая из различных сенсорных источников, расходится, общее ощущение собственного тела распадается.

Мозг, который не выносит двусмысленности, требует принятия однозначного решения, которое, как показали эксперименты, может вызвать ощущение, что человек находится в другом теле.

"Внетелесные переживания" часто бывают у людей, страдающих неврологическими расстройствами, в том числе эпилептиков и больных мигренью. У тех же, кто на здоровье не жалуется, иллюзия "выхода души из тела" обычно возникает крайне редко: во время клинической смерти, при занятиях экстремальными видами спорта, интенсивной медитации или под воздействием наркотиков.

До "Матрицы" рукой подать

Последние опыты британских и швейцарских ученых позволяют сделать "внетелесные переживания" более доступными для широких масс. "[Теперь] мы сможем проецировать сознание человека на виртуального персонажа, чтобы он мог ощущать себя этим персонажем и реагировать соответствующим образом", - объясняет Хенрик Эрссон из Института Каролинска в Стокгольме значение исследования.

На практике его результаты можно использовать при создании принципиально новых компьютерных игр. "Виртуальные игры могут перейти на совершенно новый уровень", - говорит Эрссон. По его мнению, теперь можно добиться большей реалистичности происходящего на экране.

Новые технологии открывают широкие возможности и перед медициной. "Скажем, хирург мог бы удаленно проводить операцию, контролируя свою виртуальную проекцию, находясь в совершенно другом месте", - говорит Эрссон. А Олаф Бланке, возглавлявший швейцарскую группу исследователей, говорит, что опыты дают ключ к более глубокому пониманию некоторых неврологических заболеваний и разработке методов их лечения.

В подготовке материала участвовала Инна Титова.



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase