Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Корпорации vs компании домашнего типа

Архив rb.ru
Елена

Елена

Где работать комфортнее

Корпорации vs компании домашнего типа
Известное имя, светлый офис, корпоративный мобильный или домашняя обстановка, никакого дресс-кода и бюрократии? Выбирайте сами, но учитывайте, что значительные минусы есть и в маленьких, и в больших компаниях.

Нам хотелось быть объективными и не восхвалять один тип организации бизнеса за счет выставления недостатков другого. Поэтому мы постарались выявить плюсы и минусы работы как в большой корпорации, так и в маленькой компании домашнего типа.

Прием на работу
Чтобы получить работу в большой компании, нужно пройти как минимум три собеседования: с HR-ом, с будущим начальником отдела и с высшим руководителем (начальником управления, департамента и т. д.). Зачастую к процедуре принятия на работу добавляются тесты, проверка на детекторе лжи и собеседование с отделом безопасности.

В маленькую компанию вы можете попасть разнообразными способами: по знакомству, из-за своей репутации, из-за личной симпатии или если понравитесь на первом же собеседовании. Инга (имя изменено. - Прим. Office Life) в свое время написала большое продуманное письмо в небольшую рекламную компанию, которое сводилось к просьбе: "Возьмите меня работать". Письмо настолько понравилось, что ее приняли сразу же, без собеседований.

Первый способ (прием на работу в большую корпорацию) для кандидата, безусловно, связан с большими нервами и переживаниями. Зато после подписания контракта он чувствует себя прошедшим важное испытание: самооценка повышается. Принятие на работу в маленькую компанию зачастую более душевно "железной машины" корпорации, однако всегда существует вероятность, что на новой работе вы броситесь в неизведанный омут - без ограничений рабочих обязанностей и времени на них.

Вечера и выходные; свободное время
Александр (имя изменено. - Прим. Office Life), уходя с работы, все равно не принадлежит себе: почти каждый вечер часов в 10 ему звонит собственник бизнеса и просит рассказать о событиях за день. Разговор длится не меньше часа. Неважно, как Александр проводит свои вечера: сидит в театре, кино, лежит в ванне или гуляет. Телефонный звонок босса всегда нарушит эти планы.

В больших компаниях разграничение на рабочее и нерабочее время более точное: встал из-за стола - забыл про работу. Практически никогда коллеги не будут беспокоить вас по вечерам и по ночам. Правда, у Ольги (имя изменено. - Прим. Office Life), которая работает в небольшой компании, совершенно противоположное мнение: "До этого я работала в крупном банке и задерживалась практически каждый день до 9-10 вечера. К тому же, там было невозможно отпроситься с утра. Здесь я более свободна: всегда успеваю и к врачу, и к косметологу с утра, да и вечером часто ухожу пораньше".

Планирование дня
Time-management - это почти наука, которой учатся всю жизнь. В крупной компании у сотрудников автоматически есть временные ограничения: опоздания караются, на обед отведено определенное время. Часто и рабочие обязанности расписаны достаточно четко: в такой структуре легко самоорганизовываться и успевать все делать до конца рабочего дня.

Работа в компаниях домашнего типа (особенно, если их деятельность связана с креативом и творчеством) часто построена на принципе "свободного графика". Эта просторная схема имеет множество плюсов: исчезает недосып, появляется ощущение свободы. Сотрудник знает, что никто не будет стоять над ним с плетью и ждать результата: все зависит только от него. Но тут возникает другая проблема: дисциплина. Заставить себя делать что-то, когда от тебя никто ничего не требует, очень сложно. В результате все важные дела "переползают" поближе к дед-лайну, а рабочие дни постепенно растягиваются на 24 часа в сутки.

Индивидуальный подход
Разница в подходе к сотрудникам в больших и маленьких компаниях колоссальна. В крупных корпорациях вы можете полгода ограничиваться "привет", "пока" с коллегами и втихаря страдать от одиночества на работе. Тем не менее, общение с коллегами только по работе помогает многим сохранять жизненный баланс: "друзья и любовь - вне работы". В маленькой компании это невозможно: организация бизнеса  часто походит на жизнь семьи.

Правда, у семейности тоже есть свои минусы: страх высказать свое мнение, невозможность сказать "нет", страх пойти на конфликт (особенно с руководством). "Не дай Бог вам поссориться с боссом в маленькой компании, - говорит сотрудник небольшой фирмы Ирина (имя изменено. - Прим. Office Life). - Даже если вы будете правы, сотрудники вас не поддержат, начнется вражда. В результате, скорее всего, придется увольняться". С семейным подходом отчасти связаны и звонки по работе в два часа ночи, ненормированный рабочий день и задержки зарплаты.

Уровень и методы начисления зарплаты
Кстати, о зарплате. Может показаться, что здесь "ведут" крупные компании. Минусы маленьких бизнесов налицо: небольшой оборот, серые схемы начисления, задержки, конверты, невыполнение обещанного.

Однако и у больших корпораций есть свои недостатки. Часто, пользуясь известным брендом, они сильно экономят на стартовых позициях. Экономия эта может продолжаться несколько лет. "Я шесть лет проработала в PricewaterhouseCoopers, - рассказывает Юлия (имя изменено. - Прим. Office Life). - Все было отлично: командировки, социальный пакет, незаменимый опыт работы. Но за все это я продолжала получать $400! Когда я ушла в ТНК-BP, моя зарплата сразу взлетела почти в восемь раз".

Социальный пакет
Медицинская страховка, оплата мобильных, проезда и обедов, фитнес-центр, психолог и терапевт в офисе - конечно, всего этого не стоит ожидать от маленькой компании. Но в большой корпорации вы вряд ли сможете покрасить стены в офисе на свой вкус, повесить любимый гамак или делать каждое утро зарядку.

Корпоративные правила, дисциплина
Любая корпорация "блещет" корпоративными правилами. Где-то вас официально призовут не пахнуть потом, где-то заставят учить корпоративный гимн, где-то - носить только юбки.

Как правило, чем меньше компания, тем меньше в ней лишнего. В том числе, на написание корпоративных правил часто нет ни времени, ни подходящего сотрудника. И единственным правилом могут стать домашние тапочки или курение на улице. Впрочем, если в большой компании все зависит от сложившейся системы правил, то в маленькой - от личности руководителя. "Очень важно, какой у вас босс, - говорит Олег (имя изменено. - Прим. Office Life). - Если он - человек адекватный, вам повезло. Если босс-самодур - вы будете худеть по его заказу, насильственно посещать бассейн и так далее".

Дресс-код
Обязательный дресс-код - то, от чего устает большинство офисных клерков. "Я в какой-то момент перестала покупать одежду, которая мне нравится, - говорит Инна (имя изменено. - Прим. Office Life). - Потому что на работе нужно было обязательно быть в костюме, а за субботу - воскресенье я не успевала ее носить".

В маленькой компании вы сможете носить все, что хотите. Можете сделать себе дреды или побриться наголо - никто вам слова не скажет. Правда, есть и такие люди, которым нравится одеваться по-деловому. "Мне идут пиджаки, - говорит Катерина. - Я рада, что дресс-код заставляет меня их носить".

Бюрократия
Основной недостаток больших бизнес-машин - неизбежная забюрократизация процесса. "Чем больше человек в компании, тем больше бумажек, - рассказывает сотрудник банка Лера. - Чтобы задать вопрос юристу, я не могу просто поднять трубку и позвонить, мне нужно писать ему служебную записку, которую я должна подписать у своего начальника и завизировать еще у двух людей".

В небольших компаниях громоздкие бюрократические машины могут заменять разговоры в курилке, Livejournal или ICQ. Удобно и быстро, но не так безопасно: в случае возможного недопонимания Лера всегда сможет предъявить подписанную тремя людьми бумажку. Если же долгожданное разрешение на сделку вам дали в курилке (и вы не записывали этот разговор на диктофон), доказать, что это разрешение вам действительно давалось, в случае конфликта вам будет трудно.

Карьерный рост
В небольшой компании практически никогда нет четкого распределения рабочих обязанностей среди сотрудников, и поэтому каждый из них может быть и продавцом, и маркетологом, и бухгалтером в одном лице. Это дает богатый опыт, а самые талантливые быстро "вырастают" до руководящих должностей. Игорь (имя изменено. - Прим. Office Life) работает не в очень маленькой, но частной компании (численность сотрудников - около 500 человек). За три года от простого маркетолога он стал членом совета директоров и директором по развитию - карьера, практически невозможная в большой корпорации с четкой системой грейдов.

Система ежегодной индексации зарплаты и повышений, присутствующая во многих больших корпорациях, идеальна для тех, кто любит планировать свою жизнь на многие годы вперед. Удобно знать, что если ты будешь работать хорошо и устраивать свою компанию, через два года станешь старшим менеджером, а через десять - партнером.

Престиж
Всегда приятно работать в компании, которую все знают: продукт легче продается, легче договариваться с партнерами, легче гордиться своим брендом. Конечно, известность - удел больших компаний. И многие мечтают гордиться тем, что они работают в Google или Apple.

Однако есть и другой престиж: бренды, широко известные в узких кругах. Эта задача вполне выполнима (и достаточна для удовлетворения амбиций многих людей) и для маленькой компании. Правда, если со временем она станет успешной и бизнес будет развиваться, в неизбежном будущем она превратится в крупную корпорацию, а бренд станет по-настоящему известным.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 IT-предприниматели в 2024: как будет развиваться самый технологичный сегмент малого и среднего бизнеса
  2. 2 SEO-продвижение малого бизнеса