Архив rb.ru

Критикуйте правильно

Архив rb.ru

5 правил для высказывания замечаний вашим подчиненным

Критикуйте правильно


Русский человек в отличие от европейца и американца воспринимает критику на работе близко к сердцу, переживает, обижается. Ну, менталитет такой, люди не привыкли отделять себя как функцию от себя-личности. Поэтому к критике многие наши соотечественники повышенно чувствительны, и любой руководитель просто обязан это учитывать. Вот принципы, которыми руководствуюсь я.

- Критиковать только наедине - классический тезис, который трудно оспорить. Но в экстренных случаях его все-таки нужно нарушать. Страх получить публичное порицание поможет вам, когда нужно сбить чужую истерику. Человек устал, переработал и пытается взбрыкнуть. Не «входите в положение», а тут же осадите его, ударьте словесным хлыстом. Это поможет человеку успокоиться и вернуться к рабочему настроению.

- Размышлять вместе. Если человек начинает обороняться, искать причину во внешней среде-он не готов воспринимать ваши аргументы. Пора смягчить тон и прибегнуть к приему «мыслим вслух». Подчиненный говорит, что сорвал задание из-за того, что IT-отдел ему не помог. «Давай разберемся, в чем проблема. Ты не можешь убедить исполнителя, потому что он тебе не подчиняется. Кто его начальник? IT-директор. А твой-я. Значит, правильнее было обратиться ко мне, чтобы я повлияла на IT-директора. В следующий раз поступи так-и задача перестанет выглядеть невыполнимой».

- Взять «на слабо». Прием положительно действует на амбициозных, уверенных в себе людей. У одного из моих ведущих менеджеров срывалась сделка: клиенту в другом банке пообещали лучшие условия. Я сказала: «Ну какой же ты продавец, если не можешь уговорить? Ты знаешь все наши плюсы, объясни же их клиенту». Было семь вечера, я оделась и ушла. В девять вечера он позвонил клиенту на мобильный за границу, проговорил с ним полтора часа, и сделка состоялась.

- Красноречиво промолчать. Критика уже не поможет, когда допущена очевидно серьезная оплошность, влияющая на бизнес. Человек сам понимает, что виноват, но от критики в такой момент может опустить руки. Поэтому здесь и сейчас полезнее сосредоточиться на поиске решения: собирайте всех заинтересованных лиц и придумывайте, как исправить ситуацию. Люди думают, что их «будут бить», а этого не произошло. Они выходят с совещания окрыленные, им дали шанс исправить ситуацию. А оценку ошибке вы дадите потом, на ежегодной аттестации.

- Не грозить санкциями-увольнением, лишением премии. Страх-плохой мотиватор. Ищите положительный рычажок. Я работала в американской страховой компании, где отличившихся сотрудников награждали галстуком с логотипом. Цена ему-$200, но этот галстук невозможно получить никаким другим путем. Если он у вас есть-вы принадлежите к касте VIP-сотрудников. Многие готовы за такой знак отличия свернуть горы. - Не ругать ради профилактики. Я работала в компании, где было принято критиковать, чтоб карась не дремал, а хвалили мало. Это мощнейший демотиватор, люди от таких начальников бегут. Я сама убежала.

Алла Цытович

Опубликовано в журнале
Smart Money 4 декабря 2006 года

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как найти идею для продукта в офлайне: опыт проектов с ежемесячной выручкой в десятки миллионов
  2. 2 5 советов по выходу на зарубежный рынок: лайфхаки от команды, завоевавшей рынок США, Бразилии и Индии
  3. 3 Как работать, если вы — интроверт, а коллеги — экстраверты
  4. 4 Как перестать контролировать сотрудников и увеличить эффективность рабочих процессов
  5. 5 Diversity and inclusion: что значит для бизнеса новый тренд