Архив rb.ru

Кризис 2008 года кардинально изменил культуру риск-менеджмента в банках

Архив rb.ru
Анна Сафронова

Автор: RB.RU

Анна Сафронова

Какие уроки удалось извлечь российским банкирам?

Кризис 2008 года кардинально изменил культуру риск-менеджмента в банках
Присоединиться
Финансовый кризис 2008 года преподал урок банковским организациям во всем мире. И те утверждают, что усвоили его. Банкиры с Уолл-стрит заявляют, что кризис перевернул всю их сложившуюся культуру риск-менеджмента, и московские коллеги вторят им – то же самое можно сказать и про Россию.
 
Не секрет, что финансовый кризис 2008 года вскрыл огромные бреши в управлении рисками банковскими организациями всего мира. Но время идет, и многое изменилось, пишет CNBC.
 
Американские банкиры утверждают, что кризис кардинально изменил их культуру риск-менеджмента. Все крупные банки потратили существенные средства на то, чтобы привести систему в порядок. И эта работа не прошла даром, заверяют они.
 
Кстати, по мнению экспертов, опрошенных изданием, самое лучшее управление рисками из гигантов Уолл-стрит демонстрирует Goldman Sachs.
 
RB.ru решил спросить у российских специалистов, удалось ли им сделать полезные выводы об управлении рисками по окончании кризиса?
 
Ярослав Алексеев, вице-президент Пробизнесбанка (Финансовая Группа Лайф):
 
Конечно, для российских банков изменилось очень многое. Прежде всего, изменились гипотезы рисков, в банках начали считать экономический капитал, расширился сценарный анализ, поменялась политика управления ликвидностью. И отдельно стоит отметить, что улучшилась IT поддержка для учета рисков и т.п.
 
Дмитрий Мурзинов, начальник управления финансовых рисков Абсолют Банка:
 
Действительно,  в западных банках произошел серьезный сдвиг в сторону более жесткого  контроля  над рисками, как в методологическом, так и практическом плане. В России, на мой  взгляд,  культура   риск-менеджмента  также существенно улучшилась после  кризиса. По крайней мере, понимание необходимости активного управления рисками, а не просто риск-мониторинга, уже прочно утвердилось в приоритетах ТОП-менеджмента финансовых организаций. С другой стороны, Центральный Банк России, который должен держать руку на пульсе, пока позволяет значительные послабления для российских банков, по сравнению с коллегами из Европы.
 
Ильдар Рамазанов, начальник службы управления рисками Росэнергобанка:
 
Безусловно, культура риск-менеджмента в последние годы существенно повысилась, и каждый прошедший кризис ее только обогащал. Владельцы и топ-менеджеры банков вывели политику предотвращения рисков в отдельный, важный блок деятельности. Были скорректированы и расширены инструменты и направления риск-менеджмента. В частности, изменился подход к оценке заемщиков, а работа на финансовых рынках стала более  осторожной и консервативной. 
 
Андрей Харинов, ведущий специалист банка "Интеркоммерц":
 
В российских банках, как и в западных, в лучшую сторону изменилась культура риск-менеджмента. В данном вопросе целесообразно говорить о том, что риск-менеджмент, направленный на управление операционным риском,– это не только риск ошибок отдельных людей или бизнес-процессов банка, это риск который приобрел систематическое значение в последнее время. Сегодня банки строят более осторожные модели ведения бизнеса: более строгими стали требования к заемщикам, банки начали тщательнее проводить анализ и т.д. Кроме этого, важно заметить то, что сегодня в работе активно участвует Центробанк, который разрабатывает законопроекты, направленные на укрепление "здоровья" сектора. Так, регулятор стремится сдерживать выдачу рискованных кредитов через повышение норм резервирования. Кроме этого, нельзя забывать письмо ЦБ номер 96-Т, в соответствии с которым банки нашей страны должны перейти полностью на стандартны Базеля-2. Согласно этим требованиям, в кредитных организациях должно существовать специализированное подразделение по рискам, которое будет подчиняться непосредственно руководству. Кроме того, по всем рисковым операциям должна вестись соответствующая отчетность: составляться реестры рисков, карты рисков и т.д.
 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»
  3. 3 Программа лояльности клиентов: что это и какие цели бизнеса решает
  4. 4 Типы руководителей: классификация и чем отличаются
  5. 5 Гэмба: эксперимент, который помогает лучше понимать бизнес