Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Кризис "подрезал крылья" строителям небоскребов в России

Архив rb.ru
Илья

Илья

Wall Street Journal описывает "крах" амбициозных строительных проектов в России

Кризис "подрезал крылья" строителям небоскребов в России

  В сентябре 2007 г., присутствуя на церемонии закладки первого камня башни "Россия", мэр Москвы Юрий Лужков назвал будущий небоскреб "символом России, который устремляется ввысь и станет украшением Москва-Сити". Тогда же он пообещал, что башня будет построена "через 2-2,5 года, не больше", то есть как раз в примерно в конце нынешнего года. Однако с момента произнесения тех слов здание "не выросло ни на дюйм", отмечает WSJ, описывая последствия финансового кризиса для амбициозных строительных проектов в России.

"Большинство строительных кранов стоят без движения, бродячие собаки лениво греются на солнце в пустых котлованах, а рабочие-мигранты со скукой глядят из своих вагончиков", - так корреспондент американской газеты Wall Street Journal описал увиденное на стройплощадке в деловом районе Москва-Сити. Безработный прораб Александр Пивоваров рассказал ему, что уже давно безуспешно пытается найти здесь работу: "Все стоит. Куда делись все деньги?".

Башня, заложенная два года назад на одном из участков ММДЦ "Москва-Сити", должна была, согласно проекту британского архитектора Нормана Фостера, вырасти высотой 600 м (118 этажей) и стать самым высоким зданием в мире с естественной вентиляцией. Ей также прочили титул одного из самых "зеленых" зданий Европы.

"Подрезаны крылья"

Судьба этой башни - наглядное свидетельство того, как кризис остудил строительный бум в России, пишет WSJ: "Внезапное падение цен на нефть и сырьевые товары положило конец восьмилетнему экономическому росту и подрезало крылья российским девелоперам".

Олигарх Шалва Чигиринский, компания которого выступала девелопером башни, заморозил ее строительство в ноябре прошлого года наряду с другими своими проектами (в том числе небоскреб "Кристалл" в Ханты-Мансийске). "Скажите спасибо Алану Гринспену и Джорджу Бушу", - заявил тогда Чигиринский в интервью агентству Reuters. Он объяснил, что у его компании закончились деньги на строительство небоскреба, а с самого начала финансового кризиса в США стало практически невозможным получить кредит. С тех пор дела у Чигиринского испортились пуще прежнего. К его компаниям предъявлены налоговые претензии, часть его проектов находится в залоге по кредитам, а часть под арестом. Сам олигарх в Лондоне пытается в суде оспорить потерю прав на свой пакет акций Sibir Energy.

Отказались от идеи

В феврале этого года сообщалось, что cроки строительства башни "Россия" в "Москва-Сити" могут быть перенесены на 2016 год. Юрий Лужков заявил тогда, что башня "Россия" "в обозримом будущем возведена не будет". Из последних же официальных заявлений становится ясно, что Russia Tower, возможно, не будет построена уже никогда.

"Мы готовы отказаться от этой идеи", - признался заместитель мэра Владимир Ресин в интервью журналу "Итоги". А в начале августа на совещании в "Москва-Сити" Юрий Лужков одобрил предложение управляющей компании проекта ОАО "Сити" построить на участках 17-18 площадью более 2,4 гектаров (именно на них строилась башня) автомобильный паркинг на 530 машиномест.

Хотя паркинг считается временным (его планируется эксплуатировать около четырех лет), наблюдатели не исключают, что он окончательно заменит собой планы по строительству башни. Тем более, что на территории "Москва-Сити" явно не хватает машиномест.

"Удар по амбициям"

"Заморозка этого проекта - удар по амбициям Кремля, который намеревался сделать из Москвы мировой финансовый центр", - пишет WSJ, указывая, что деловой район Сити и его небоскребы должны были стать олицетворением этой идеи. Не случайно, считает газета, общая площадь под офисы в Башне Федерации в 16 раз должна была превышать Empire State Building. "До кризиса концепция Москва-Сити прекрасно отвечала идеям экономической экспансии России", - говорит Майкл Ланге, бывший глава Jones Lang LaSalle Russia.

Бум инвестирования в строительство Москва-Сити начался с 2005 г., напоминает WSJ, когда цены на нефть пошли вверх. Одним из самых ярких проектов Сити стал "город столиц" с двойной башней "Федерация". В то же время московское правительство много вкладывало в инфраструктуру, открыв в районе две новые станции метро. В открывающиеся офисы стали заселяться крупные фирмы: среди них IBM, Citigroup и множество российских банков.

Но сегодня будущее всего "московского Манхэттена" под вопросом, отмечает WSJ. Сегодня над Сити уже возвышаются семь завершенных объектов, но все ли "не успевшие" до кризиса 13-ти недостроенных зданий будут сданы в эксплуатацию, пока неизвестно. В частности, 48-этажный комплекс с дворцом бракосочетаний должны были закончить к 2010 году, но теперь инвесторы просят отсрочки до 2013 года. Заморожен и проект по строительству транспортного терминала, который должен был соединять Сити с аэропортами Москвы.

Что еще хуже для девелоперов, спрос на офисные помещения в Москве рухнул, из-за чего около четверти готовых офисов в Сити пустует. Почти каждое здание находится в залоге у крупнейших госбанков, в первую очередь Сбербанка и ВТБ.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как провести тендер, чтобы стройка точно закончилась
  2. 2 Must have в продвижении недвижимости: как работать с локационными запросами в «Яндекс Директ»
  3. 3 Подводные камни при сделках с недвижимостью: что не учитывают покупатели
  4. 4 Матрица рекламных инструментов: как продвигать застройщиков в 2023 году
  5. 5 Как спланировать новое офисное пространство, чтобы оно было удобным и работало на бизнес?