Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Кудрин объявил в России тренд на повышение налогов

Архив rb.ru

Министр финансов предлагает повысить налоги на имущество, сигареты и алкоголь

Кудрин объявил в России тренд на повышение налогов
Помимо повышения с 2011 года единого социального налога для бизнеса с 14% до 34% правительство не исключает введения и последующего роста налога на имущество граждан, сообщил министр финансов Алексей Кудрин. Повышение налогов в России - не временная мера, а неизбежная тенденция, считает он: дефицит бюджета компенсировать нечем, рассчитывать на рост нефтяных доходов не стоит. С главой Минфина поспорили помощник президента Аркадий Дворкович и глава Сбербанка Герман Греф: повышение налогов добьет малый и средний бизнес, нужно снижать бюджетные расходы.

Кудрин, Дворкович и Греф обсудили сегодня в Москве российскую налоговую систему на международной конференции "Налогообложение - современный взгляд". Это был спор, в ходе которого выяснилось, что повышение ЕСН для бизнеса со следующего года не нравится ни правительству, ни в администрации президента, ни самому бизнесу, представленному Сбербанком. Тем не менее, Кудрин выступает за нейтральную налоговую систему, при которой все организации и частные лица лишатся любых льгот.

Повышение налогов - тренд

Повышение налоговой нагрузки в 2011 г. составит 2% ВВП, заявил сегодня вице-премьер Алексей Кудрин. Он подчеркнул, что повышение налогов -  это тренд: "Мы стоим  перед тенденцией повышения налогов, и это не будет временной  мерой". По его словам, к  2015 году России "нужно выходить на нулевой дефицит бюджета, консолидировать его, сейчас дефицит составляет порядка 4,6%". Рассчитывать на нефтяные доходы, как в "нулевые", не стоит: теоретически периоды, когда цены на нефть будут по $140-150 за баррель, могут повториться, но это будет временно, это "не позволит надеяться нам на такие цены всегда", подчеркнул глава Минфина.

Кудрин привел в пример европейские страны и США. Если это было не повышение налоговой нагрузки, то страны выбирали меры вроде повышения пенсионного возраста. При этом путь бюджетной консолидации придется проходить всем в объемах от 3-4% до 8-10% ВВП, сообщил Кудрин, рассказав, что в России консолидация бюджета будет проходить в соотношении 50 на 50 (повышение налоговой нагрузки и снижение расходов бюджета) или более 50% увеличения налогов.

Отмена льгот

Для наполнения бюджета на первом месте должна стоять отмена налоговых льгот, которые сейчас составляют до 5% ВВП, считает первый-вице-премьер: "Льготы в настоящий момент не позволяют достичь эффективной консолидации бюджета и создают неравноправие хозяйствующих субъектов". Создание нейтральной налоговой системы, т.е. отмена льгот, могла бы решить проблему бюджетного дефицита без повышения ставок  налогов со следующего года. "Я думаю, что нам придется отменять часть льгот", - сказал Кудрин.

На это Дворкович возразил, что нейтральной налоговой системы в жизни не бывает: это ложный посыл, ведь разные отрасли имеют разные возможности для развития, а потому создание равных условий не будет отвечать задачам конкуренции. По его мнению, "главным резервом консолидации бюджета должно стать повышение экономической активности за счет снижения  нагрузки на бизнес - от фискальной до административной и коррупционной".

Кроме тех налогов, которые уже согласованы, Кудрин предложил ввести имущественный налог: он может принести в доходы бюджета около 1% ВВП. "В перспективе 5 лет мы можем повышать этот налог", - сказал он. Также по его словам, большим потенциалом повышения обладают акцизы на табак и алкоголь. "Несмотря на наше предложение больше повышать акциз на алкоголь, пока принято решение сохранить на этот год повышение на 10%", - напомнил Кудрин. "Но, я думаю, что в ближайшие годы это будет и 20 и 30% по годам", - сказал он. При этом налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть достиг предельной величины, но есть потенциал повышения НДПИ на газ, считает Кудрин.

Как у всех

В защиту нового налогового бремени вице-премьер подсчитал, что в России налоги ниже, чем в странах ОЭСР и в США. "Общее налоговое бремя в странах ОЭСР до кризиса составляло 30,5-36%. В ЕС - около 38%. В РФ - 36-38%. Но если вычесть экспортную пошлину на нефть и газ и налог на добычу полезных ископаемых, налоговое бремя в России остается 26%. Это ниже, чем в США - 28-29%. У нас достаточно низкое налоговое бремя", - заявил Кудрин.

В ответ на это Герман Греф предложил Кудрину сравнивать Россию не с США и странами Европы, а с Китаем и Индией. "В этом случае сравнения будут не в нашу пользу", - отметил он. А Дворкович предложил Кудрину считать налоговое бремя не в процентах  к ВВП, а к тому, сколько платит предприниматель: "Эти платежи огромны и часто не платятся в бюджет". Таким образом, по словам Дворковича, налоговое бремя в  России, если считать его по налоговым поступлениям в бюджет,  существенно ниже, чем то, которое предусмотрено  законодательством. Кроме того, он отметил, что в России действует значительное количество дополнительных сборов.

Раздеть голого

По подсчетам представителей малого бизнеса, с 1 января налоговая нагрузка на них повысится в 2,4 раза. Кудрин серьезных проблем не видит:  малый бизнес, который не работает по упрощенной схеме налогообложения, и так уплачивал ЕСН в размере 26%, а те, кто работает по упрощенке, также не столкнутся с большими проблемами. "При повышении страховых взносов до 34% нагрузка на малый бизнес, работающий по упрощенной системе, будет меньше в полтора-два раза", - пояснил Кудрин.

Сам малый и средний бизнес неоднократно высказывался, что повышение ЕСН до 34% - это массовая ликвидация или уход в тень. Греф поддержал подобные высказывания, отметив, что если за время кризиса Сбербанк сумел довольно успешно сократить расходы в частности за счет сокращения персонала на 15%, новое законодательство, вступающее в силу с 1 января, "съест" все эти достижения. "Нельзя раздеть голого. Обирать сейчас малый бизнес, который является источником экономического роста, невозможно... Если приоритетом является устойчивость экономического роста - то должен быть тренд на снижение налоговой нагрузки", - сказал Греф.

Дворкович высказался осторожнее.  "Я тоже считаю, что ситуация очень рискованная, мы попали в непростую ситуацию", - признал он. "Решение принималось в тот момент, когда уровень доходов бюджетной системы был ниже,  чем даже сегодня. Сегодня, после нескольких месяцев экономического роста и стабилизации цен на сырьевых рынках ситуация лучше, и я не думаю, что мы приняли бы точно такое же  решение, если бы принимали бы его в ноябре 2010 года", - подчеркнул Дворкович.

При этом Греф заявил, что "наша налоговая система абсолютно недружелюбна к инвесторам". В России один налогоплательщик тратит в среднем в год 320 часов на общение с налоговой инспекцией, в США - 120, в Сингапуре - 82, привел глава Сбербанка данные исследования Всемирного банка и Международной финансовой корпорации "Doing Business". За 2006-2009 годы Сбербанк сдал в налоговую службу 15 тонн документов. "Можно себе представить, что кто-нибудь когда-нибудь эти документы сумеет проанализировать? Это, конечно, громадная нагрузка и на службу, и на бизнес", - сказал он.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Консервативный или агрессивный
  2. 2 5 препятствий, которые не дают нам инвестировать
  3. 3 Мошенники, кризисы, нехватка знаний
  4. 4 (Не)страшные инвестиции: почему не нужно бояться инвестировать
  5. 5 Битва нейросетей: Midjourney, DALL-E, Kandinsky и «Шедеврум»