Архив rb.ru

Летчик о действиях второго пилота Airbus A320: Человек в адекватном состоянии на такое не пойдет

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Продолжается расследование обстоятельств крушения самолета немецкой авиакомпании Germanwings, летевшего из Барселоны в Дюссельдорф, расшифрованы бортовые самописцы.

Летчик о действиях второго пилота Airbus A320: Человек в адекватном состоянии на такое не пойдет
По последним данным, гибель лайнера могла стать результатом умышленных действий второго пилота. Мы попросили военного летчика Владимира Попова разъяснить нам некоторые обстоятельства авиакатастрофы.


Фото: http://www.n-tv.de/

Как стало известно в ходе расследования, капитан воздушного судна, потерпевшего крушение 24 марта в Альпах, перед падением лайнера покинул кабину пилотов и не смог вернуться на свое место (почему КВС вышел из кабины, пока непонятно). По неясным причинам второй пилот не открыл ему дверь. Как пишет The New York Times, ссылаясь на источники, знакомые с данными бортовых самописцев, в начале полета из Барселоны в Дюссельдорф между пилотами шла "спокойная беседа". Однако после того как капитан вышел из кабины, он уже не смог вернуться обратно. На записи слышно, как он стучит в дверь кабины пилотов - сначала тихо, потом сильнее, но он так и не получил ответа. По данным источника издания, слышно также, как пилот снаружи пытается выломать дверь кабины.

Позднее в СМИ поступила информация, что в отношении второго пилота самолета А-320 Germanwings Андреаса Любица, который направил лайнер к земле, возбуждено дело "о преднамеренном убийстве". Об этом сообщил прокурор Марселя Брис Робен, сказавший, что действия человека, несущего ответственность за 150 жизней, нельзя квалифицировать как самоубийство. Он подчеркнул, что Любиц сознательно пошел на снижение высоты по пока неизвестным следствию причинам. По словам прокурора, на записи с бортового самописца слышно, как уходит первый пилот, а второй остается в кабине один. Также слышно дыхание пилота до момента крушения. Это, сказал Робен, было обычное дыхание, паники у пилота не было, кроме того, у следствия есть основания полагать, что Любиц был жив до момента крушения (ранее рассматривалась версия, что у второго пилота мог случиться инфаркт).

Как рассказал Брис Робен, второй пилот - 28-летний гражданин ФРГ, его этническое происхождение и религиозная принадлежность неизвестны. Он не был замечен в связях с террористами, поэтому нет оснований в пользу того, что произошедшее было терактом.

Робен отметил, что пассажиры осознали, что самолет падает, только в самый последний момент, их крики были слышны только в последнюю минуту. Смерть пассажиров была мгновенной. Самолет врезался в гору на скорости в 700 километров в час.

Владимир Попов прокомментировал некоторые детали крушения лайнера, ставшие известными в ходе расследования.

RB.ru: - Есть ли такое правило, что пилот не может оставаться в кабине пилота один?

Владимир Попов: - Это необязательное условие, особенно в длительных полетах. Один из пилотов может встать и выйти, чтобы размяться, попить воды, переговорить с экипажем - в этом нет ничего страшного.

- Что в первую очередь будут изучать о втором пилоте и об обстоятельствах авиакатастрофы?

- В ходе расследования наверняка будут рассматривать следующее: во-первых, какие взаимоотношения были в этом экипаже, их психосовместимость. Это профессионально проверяется. Этот вопрос встает очень остро особенно в случае длительных перелетов, в космических полетах. Была разработана специальная программа проверки экипажей на совместимость - не каждый человек может легко работать в коллективе, это известный факт. Даже в небольшом экипаже должны быть совместимость характеров, понимание, субординация - не только военная "Есть!", "Никак нет!" "Так точно!", но и в рабочем, человеческом порядке. Нужно будет разбираться, какие раньше были взаимоотношения в этом экипаже, долго ли они вместе летали, почему экипаж оказался в таком положении.

Во-вторых, необходимо будет (и это довольно проблематично) найти свидетелей, которые могли бы рассказать "предысторию" второго пилота: как он вел себя накануне полета, за неделю, за месяц, были ли у него какие-то бытовые неурядицы, ссоры, был ли он чем-то подавлен, был ли он женат, встречался ли с кем-то, были ли отношения как-то расстроены незадолго до полета, были ли некие психологические травмы, может быть, даже несколько лет назад. Для этого нужно будет изучать его медицинские показания.

- В СМИ пишут, что вряд ли это было похоже, например, на инфаркт...

- Думаю, нет. Молодой человек, ему было всего 28 лет, поэтому вряд ли это был инфаркт, но нужно подробно изучать его медицинскую карту: как он проходил медосмотр накануне полета, как проходил медицинское освидетельствование о состоянии здоровья, чтобы он был допущен к полетам на длительный срок, к сложным физическим и психологическим нагрузкам. Это же связано и с изменением давления, с изменением магнитных полей и с многим другим. Экспертная оценка состояния здоровья пилота включает целый комплекс понятий, с помощью которых можно дать заключение, что человек способен управлять воздушным судном. Пилотов проверяют психолог, психиатр, хирург, терапевт, невропатолог, окулист, физиолог, пилоты сдают анализы крови. Почему так много проверок и почему их проводят независимые эксперты? Каждый врач сидит в отдельном кабинете, делает свои заключения, передает их председателю медицинской комиссии, и он принимает решение - допустить человека к полетам с ограничениями или без. Только когда будет проведен полный анализ касающихся второго пилота соответствующих документов, которые описывают ситуацию даже двух- или трехлетней давности, можно будет сказать что-то определенное.

Возможно, для расследования необходимо будет изучить и информацию о времени его учебы, например. Если некие отклонения есть, они, как правило, проявляются. Сейчас многие авиакомпании рассчитывают "на автоматику", стали меньше обращать внимания на тонкости: допустим, есть полиграф, и ему верят больше, чем психологу, который наблюдает пилота несколько лет подряд. Раньше пилотов во время учебы наблюдали психологи, невропатологи, терапевты - они практически жили с ними. Недаром в подразделениях были не только врачи, которые лечат, а которые просто работают с людьми, ищут контакт, наблюдают, как они ведут себя в повседневной жизни - не только в стрессовой ситуации. Было раньше даже такое понятие - авиационный врач, который не столько лечил, сколько просто работал с летным составом, наблюдал за его физическим и психологическим состоянием, чтобы оно не мешало его работе. От этого многое зависит. Если человек спокоен и устойчив, адекватно реагирует на какие-то бытовые разногласия, это перекладывается и на работу. Если человек пришел на работу угрюмым, значит, что-то случилось дома (и наоборот). Работа пилота связана с большими рисками, особенно с нештатными ситуациями, а в случае с пилотом Germanwings налицо именно нештатная ситуация. Вероятнее всего, что-то случилось с психикой. Человек в адекватном состоянии никогда не захочет расстаться с жизнью просто так, он никогда не пойдет на подобный поступок.

- В некоторых авиакомпаниях бывает так, что, например, у командира назначено четыре перелета в месяц, и с ним будут летать четыре разных вторых пилота. То есть "одинаковые" экипажи не так уж часто выполняют совместные рейсы.

- Наверное, принцип формирования экипажей зависит от авиакомпании, но, по моему мнению, такой принцип несовершенен. Важна совместимость. Например, у нас, в экспериментальной авиации и военной авиации, экипажи именно формируются - исходя из опыта работы. Проверяют, как они работают вместе, могут ли они это. Если у людей не получается работать вместе, переходят к другому составу экипажа, а когда находится оптимальное решение, то лучше всего на нем и остановиться. Конечно, интересуются мнением людей, которым предстоит работать вместе: когда люди хорошо друг к другу относятся, когда им приятно общаться, то и работа ладится. Когда члены экипажа напряжены, от такой работы не будет много пользы.

- Еще известно, что незадолго до крушения лайнера командир воздушного судна не мог попасть в кабину пилотов, потому что дверь была заблокирована изнутри. Вообще можно ли в подобных случаях попасть в кабину пилотов из салона?

- В связи с высокой угрозой террористических актов (были случаи, когда злоумышленники проникали в кабину именно из салона) кабину пилотов защищают очень мощные двери, а также имеется блокиратор, который очень тяжело открыть - чисто физически. Второй пилот мог поставить изнутри ограничитель. Представьте ситуацию: злоумышленники хотят захватить воздушное судно, и в таком случае пилоты должны обезопасить себя, нужно такое устройство, которое нельзя отпереть. Возможно, поэтому так и получилось: кто мог знать, что у одного из пилотов возникнут проблемы психологического порядка, что он решит не пускать другого человека в кабину. Конечно, это палка о двух концах, но раньше экипаж мог состоять из трех, пяти, шести человек: в кабине сидели штурман, командир, второй пилот, бывало, с ними сидели и второй штурман, радист, инженер или бортмеханик. С одной стороны, было плохо, что их много, а с другой - если бы в кабине были другие люди, можно было бы договориться, возможно, была бы борьба, а, возможно, второй пилот сам бы не решился на подобное.

Лайнер, потерпевший крушение, эксплуатировался почти 25 лет. Самолеты модернизируются, переоборудуются, согласно новым требованиям. Есть определенные нормативы ИКАО (Международная организация гражданской авиации - ред.), обеспечивающие безопасность кабины пилотов. Стандарты были даны организациям гражданской авиации всех стран мира - не только участникам ИКАО. Как правило, государства эти правила исполняют: стандарты вроде бы даются в рекомендательном порядке, но лучше их выполнять, в противном случае воздушное судно могут не пустить в ту или иную страну. Германия - один из первых участников ИКАО, наверняка немецкие авиакомпании исполняют все предписания. Дверь в кабину пилотов имела защиту. Помимо электронного замка, есть механические блокираторы-дублеры, которые отвечают требованиям защиты от террористических угроз.

- Действительно, кто бы подумал, что этим может воспользоваться член экипажа...

- Я думаю, что командир экипажа не предполагал, что нечто подобное может произойти со вторым пилотом. Наверное, он думал, что "сбой" незначительный. Иначе он с остальными членами экипажа принял бы все меры, чтобы взломать эту дверь или пробили бы стену, возможно, они попросили бы помощи у пассажиров, воспользовались бы аварийными средствами. Восемь или десять минут самолет летит до земли, за это время можно было бы сломать дверь. Скорее всего, командир экипажа до последнего надеялся, что все обойдется, потому что вряд ли были какие-то явные признаки нарушений и отклонений в психике у второго пилота, иначе его не допустили бы к полету. Вероятно, проявилось что-то скрытое. Поэтому, как я уже говорил, есть рекомендации к совместимости экипажей - по медицинским показаниям, по технике пилотирования, по разделению обязанностей. Это сложный процесс, целая технология работы. Думаю, эти пилоты летали вместе не в первый раз.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter