Архив rb.ru

Летом россияне стали летать больше

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Но сделать запас перед "мертвым" осенне-зимним сезоном авиакомпаниям это не помогло

Летом россияне стали летать больше
За восемь месяцев года российские авиакомпании перевезли 29,58 млн человек, что на 15,3% или 5 млн человек меньше, чем годом ранее. Такие данные приводит Росавиация. Тем не менее, падение авиаперевозок продолжает замедляться: в августе российские авиакомпании перевезли около 6,2 млн человек - это лучший абсолютный показатель за месяц в этом году. Однако высокий летний сезон все равно не помог авиакомпаниям сделать необходимый запас, чтобы спокойно пережить "мертвый" осенне-зимний сезон. Поэтому эксперты не исключают грядущих остановок рейсов в аэропортах.

Согласно данным Росавиации, с каждым летним месяцем падение пассажиропотока замедлялось: в июне российские авиакомпании перевезли на 13,4%, в июле - на 10,8%, и в августе - всего на 10% меньше, чем в те же периоды годом ранее. В июне компании перевезли на 18% больше пассажиров, чем месяцем ранее, июль оказался лучше июня на 9,2%, в августе перевезено на 5% больше человек, чем в июле.

"Такой результат связан с отложенным спросом, - говорит RB.ru эксперт гражданской авиации Infomost Борис Рыбак. - Вероятно, первый шок от экономического кризиса прошел, и россияне все-таки решили слетать летом в отпуска". Впрочем, на улучшение летних, особенно августовских показателей, добавляет эксперт, влияет еще один фактор: начавшийся в конце прошлого лета кризис привел к замедлению темпов роста авиаперевозок, поэтому сейчас сравнительная база с 2008 годом оказывается более выигрышная.



В отпуск на дальние моря


Между тем, россияне в меньшей степени оказались готовы отказаться от поездки летом в страны дальнего зарубежья: в августе пассажиропоток в этом направлении упал всего на 7,4%. Внутри России перевозки снизились чуть больше: на 10,4% в августе. А вот желающих отказаться от полетов в страны СНГ оказалось намного больше: по этому маршруту пассажиропоток упал в последний месяц лета сразу на 23%. Аналогичная ситуация наблюдалась и в предыдущие месяцы лета. Столь резкое падение перевозок в страны СНГ, объясняется, по мнению Бориса Рыбака, глубиной кризиса, поразившего эти государства, и последовавшим следом снижением деловой активности и пассажиропотока.  Зарубежные направления выжили за счет туристических чартеров, что неудивительно, так как отдыхать за рубежом не дороже, а порой и дешевле, чем на территории России.

Зимовка

Август и в целом летний сезон традиционно показали более высокие показатели пассажиропотока. Однако не настолько высокие, как хотелось бы авиакомпаниям. "Летний сезон не помог авиакомпаниям аккумулировать финансовые ресурсы, перевозчики по-прежнему находятся на "голодном пайке", денег ни у кого нет. При этом у всех авиакомпаний имеется долговая нагрузка", - говорит RB.ru Борис Рыбак. И в таком состоянии они вступают в традиционно "низкий" осенне-зимний сезон, который будет существенно хуже.

Согласно статистике Центробанка за первые шесть месяцев, авиаперевозчики являются самыми злостными  неплательщиками в России. Просроченная задолженность авиаторов за это время составила 7,2% при среднем показателе 4,5%.

"Аэропорты могут начать нервничать и перестать заправлять авиакомпании в кредит, что неизбежно, поэтому я не исключаю, что будут возникать остановки рейсов в аэропортах", - говорит Рыбак. В сентябре с подобными проблемами уже столкнулся калининградский авиаперевозчик "КД авиа", остановивший полеты и начавший процедуру банкротства.

Не исключено, что до конца года прогремит новая череда банкротств авиакомпаний, которые не смогут договориться с кредиторами. "Грядет мертвый сезон "осень-зима" для авиаперевозчиков, за исключением коротких новогодних праздников, поэтому это будет не последнее банкротство", - говорил RB.ru аналитик Rye, Man & Securities Константин Юминов.

Даже глава крупнейшего российского перевозчика "Аэрофлота" Виталий Савельев этим летом признался, что без пролетных денег "Аэрофлот" - убыточная компания. Для сокращения расходов, перевозчик может сократить каждого третьего своего сотрудника. Повторения ситуации с "КД авиа" и прошлогодней с альянсом AirUnion боятся и в Росавиации, куда "на ковер" в сентябре были вызваны первые 11 авиакомпаний (ГТК "Россия", "дочки" "Аэрофлота" - "Аэрофлот-Дон" и "Аэрофлот-Норд", первый российский дискаунтер Sky Express, а также региональные перевозчики "Владивосток авиа", "ВИМ авиа", "Татарстан", "Московия", "Мирнинское авиапредприятие", "Космос" и "Сахалинские авиатрассы"). По результатам проверки их финансового состояния большинству этих авиакомпаний ведомство пригрозило остановкой полетов в случае неуплаты или реструктуризации долгов. В октябре Росавиация планирует пригласить для проверки уже более крупных игроков рынка, в числе которых могут оказаться "Сибирь", "Трансаэро", "ЮТейр" и "Аэрофлот".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter